Городской конкурс "Опыт и инициатива педагогов - ресурс образования столицы"

Обладатели Гранта Мингорисполкома в номинации 

«Менеджмент в образовании» (лучший опыт/проект по управленческой деятельности, организации методической работы и обеспечению дополнительного образования взрослых) учителя белорусского языка и литературы Татьяна Александровна Леванкова и Елена Николаевна Прохорович

 

Обладатель Премии Мингорисполкома в номинации 

«Гуманитарно-эстетическое образование» (лучший опыт/проект по организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования) учитель русского языка и литературы Светлана Викторовна Назарова

Конкурс профессионального мастерства "Столичный учитель - столичному образованию". Учитель истории Радченков А.В.

Радченков Александр Владимирович, участник I тура городского конкурса "Столичный учитель - столичному образованию" в номинации "Вокруг света".

Конкурс профессионального мастерства "Педагогический дебют". Учитель биологии Ильина Т.С.

Участник 1 тура городского конкурса профессионального мастерства "Педагогический дебют" учитель биологии Татьяна Сергеевна Ильина

Районный конкурс Использование возможностей учебного предмета «Английский язык» для формирования профориентационной компетентности учащихся: традиции и инновации

Программа мастер-класса: Использование возможностей учебного предмета «Английский язык» для формирования профориентационной компетентности учащихся: традиции и инновации

Использование возможностей учебного предмета «Английский язык» для формирования профориентационной компетентности учащихся: традиции и инновации

Использование возможностей учебного предмета «Английский язык» для формирования профориентационной компетентности учащихся:

традиции и инновации

ЦЕЛЬ: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом в рамках заявленной темы

ЗАДАЧИ:

создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

продемонстрировать опыт работы по проектированию образовательной среды для формирования профориентационной компетентности учащихся в рамках учебного предмета «Английский язык»;

поделиться опытом работы в рамках заявленной темы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: мастер-класс.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - М:АРКТИ, 2000.
  2. Богачева И.В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: Методические рекомендации. -МИНСК: АПО,2012

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Перед началом мероприятия участники получают программу на листах разного цвета (желтый, зеленый, оранжевый). В зависимости от выбранного цвета участники мастер-класса делятся на три группы.

1.Ориентировочно-мотивационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы вас приветствуем на нашем мастер-классе, тема которого «Использование возможностей учебного предмета «Английский язык» для формирования профориентационной компетентности учащихся: традиции и инновации». Надеемся, что информация, полученная в ходе мероприятия, будет полезной для дальнейшего использования в педагогической практике. СЛАЙД 1

Также хочу обратить ваше внимание, что сегодня мы работаем в группах. Предлагаю выбрать спикера в каждой группы.

2.Актуализация субъектного опыта участников

В современном мире существует ряд профессий, связанных с иностранными языками. Уже в названии многих из них есть иностранные слова.

Давайте вспомним эти профессии. А для этого я предлагаю выполнить следующее задание.

Задание «Определи профессию» (работа в группе).

Уважаемые коллеги! Перед вами лист с названиями профессий. Также имеются разрезанные определения данных профессий на полосках бумаги. Ваша задача соединить название профессии и ее определение (приложение 1).

Выполнение задания (3 минуты).

Давайте проверим свою работу. Сравним результат с таблицей на слайде. СЛАЙД 2

Представленные профессии (хочу отметить, что представлена только малая часть) современны, интересны, востребованы, хорошо оплачиваемые. Чтобы овладеть данными профессиями и стать успешным в своей деятельности необходим хороший уровень иностранного языка.

Поэтому повышенный уровень изучения английского языка является частым выбором учащихся в нашем учреждении образования.

Коллеги, обратите внимание. На слайде представлены данные за последние три учебных года. Проанализируем данные, представленные в таблице (приложение 2). Как видим, более 80% учащихся выбирают английский язык в качестве профильного предмета. Около 50% учащихся, изучавших английский язык на повышенном уровне, так или иначе связывают со знанием английского будущую профессию. СЛАЙД 3

Стоит отметить, что наши выпускницы возвращаются в учреждение образования в качестве учителей иностранного языка, что свидетельствует об осознанном выборе профессии. И сегодня с вами поделятся опытом наши выпускницы, ныне учителя английского языка Еленская А.П., Вакарева А.А., Виченковская Ж.Ю.

3.Целепологание

Углубленное изучение предмета невозможно без учебной мотивации, как необходимого фактора развития предметных компетенций учащихся по иностранному языку в рамках профориентации.

Коллеги, осуществляя образовательный процесс, мы с вами используем на учебных занятиях, в основном, традиционные формы и методы работы.

Задание «Формы и методы работы» (работа в группе).

Перед вами полоски с названиями как традиционных, так и современных методов работы. Выберите и расположите на листе те из них, которые вы активно используете в своей практике и считаете эффективными (приложение 3). Также предлагаю дописать иные из вашего опыта работы. В рамках каждого из методов можно предложить свои формы работы СЛАЙД 4

Выполнение задания (3 минуты).

Давайте озвучим результат. Слово спикерам групп.

(Спикеры групп озвучивают результат работы).

Итак, подводя итог, можем отметить, что все мы, педагоги, используем традиционные формы и методы работы на учебных занятиях. Однако, как уже говорилось выше, современный мир диктует нам свои условия. Углубленное изучение предмета невозможно без учебной мотивации, как необходимого фактора развития предметных компетенций учащихся по иностранному языку в рамках профориентации.

Поэтому сегодня наши молодые коллеги представят вашему вниманию современные методы и формы работы, которые можно использовать на учебных занятиях по предмету «Английский язык» для формирования профориентационной компетентности учащихся, при этом делают урок более интересным и запоминающимися.

Цель данного мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом в рамках заявленной темы. СЛАЙД 5

Задачи: (отображены на слайде)

создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

продемонстрировать опыт работы по проектированию образовательной среды для формирования профориентационной компетентности учащихся в рамках учебного предмета «Английский язык»;

поделиться опытом работы в рамках заявленной темы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности. СЛАЙД 6

4.Информационно-деятельностный этап

Современные профессии сегодня имеют определенные требования, такие как умение общаться, умение работать в команде и умение находить корпоративные решения. Для формирования данных умений на учебных занятиях в группах с повышенным изучением английского языка можно использовать настольные игры.

И сейчас учитель английского языка Еленская А.П. расскажет об использовании настольных игр на учебных занятиях по английскому языку на примере игры Имаджинариум.(приложение 4)

 

Выступление учителя Еленской А.П. Психоделические карточки Имаджинариум для игры в ассоциации как средство развития коммуникативных навыков учащихся.

СЛАЙД 7

Как и любой современный учитель, я постоянно присматриваюсь к окружающей действительности на предмет того, что и как можно использовать на уроках английского языка.

Конечно, обращаю внимание на настольные игры, которые изначально не задумывались для практики английского языка. Например, карты Имаджинариум. Забавные, неоднозначные, местами психоделические карточки для игры в ассоциации.

Можно, конечно, использовать карты Имаджинариум на учебных занятиях по английскому языку и по прямому назначению, для игры в ассоциации. А можно придумать и альтернативные способы применения.

Вариант 1. СЛАЙД 8

Как и карты Таро, они многозначны – можно придумать множество интерпретаций и поиграть в гадалку. Учащиеся по очереди играют роль гадалки и предсказывают друг другу будущее с going to.

Тема «going to» в учебниках обычно изучается после настоящего и прошедшего времен. Поэтому после изучения данных тем логично провести урок-обобщение, на котором отработать разницу между прошедшим, настоящим и будущим временем.

В таком случае мы играем так. «Клиент» гадалки вслепую выбирает три карты. Одна – его прошлое, вторая – настоящее, третья – будущее. А «fortune teller» рассказывает «клиенту», что было, что есть и что будет. Например, такие три картинки Имаджинариум (приложение 4).

Вариант 2. СЛАЙД 9

Придумай историю.

Первый учащийся берет карту наугад и придумывает начало истории. Следующий участник берет еще одну карту и продолжает повествование.

Вся история получается сплошной импровизацией. Истории получаются очень необычными.

Я хочу вам сейчас предложить побывать в роли учащихся и придумать свою историю. (Работа в группах)

Вариант 3. СЛАЙД 10

Профориентация.

В рамках абсолютно любой темы есть уроки, которые можно отлично связать с профориентацией и использовать для этого Имаджинариум.

Например, в 7 классе большое внимание уделяется разделу «word-building». Составив большое количество различных частей речи, в частности прилагательных, можно описывать карты и называть, с какой профессией они ассоциируются у ребёнка. Задача класса – отгадать нужную карточку.

Таким образом, игру Имаджинариум можно легко адаптировать под любую тему урока и языковой материал. Использование данной игры будет способствовать развитию монологической речи и фантазии учащихся, иметь соревновательный момент и способствовать повышению учебной мотивации.

Работа с виртуальной доской сегодня является необходимостью. Miro — это платформа интерактивной доски для совместной работы, позволяющая объединять команды в любое время, в любом месте. Как организовать работу с ней на уроке покажет нам Вакарева А.П. СЛАЙД 11

Выступление учителя Вакаревой А.А. Платформа интерактивной доски miro как средство визуализации учебной информации в группах с повышенным уровнем изучения иностранного языка (приложение 5).

Выполнение педагогами практического задания за компьютером. Создание фрагмента плана-конспекта урока под руководством Вакаревой А.А.

Вывод: интерактивная доска miro - это быстро, современно и всегда доступно.

Инстаграмом как социальной сетью мы пользуемся все в повседневной жизни. А вот как использовать инстаграм в образовательном процессе для формирования профориентационной компетентности учащихся расскажет нам учитель Виченковская Ж.Ю.

Выступление учителя Виченковской Ж.Ю. Использование социальной сети «Instagram» в сфере образования как средство повышения учебной мотивации в группах с повышенным уровнем изучения иностранного языка СЛАЙД 12

«Instagram» в сфере образования.

Изначально социальнsая сеть Instagram предназначалась для личных целей (публикация личных фото и видео), но стала очень популярна. Поэтому педагоги рассмотрели возможность использования данной социальной сети для работы в образовании.

Чтобы создать свой «образовательный продукт», Вам понадобится телефон на платформе iOS или Android, приложение Instagram, скачанное из App Store или Play Market, а осуществлять просмотр ленты Вы можете на компьютере.

Функционал социальной сети очень разнообразен. Общение с учащимися можно осуществлять через основную ленту, через stories (которые исчезают через 24 часа) или прямые эфиры.

Возможности обычного поста просты: обработка фотографий и прикрепление информационного текста к ней. Stories имеют более интересные ресурсы: добавление фона, текста, сторонних ссылок, эффектов. Особенный ресурс стикер «смайлик» включает в себя несколько функций: добавление места, упоминание других людей, добавление хэштега, добавление «gif» (движущейся картинки), добавление опроса, вопросов и теста, так же особого ползунка-настроения. Каждый из этих ресурсов можно интересно продумать и использовать, как в урочный, так и во внеурочный периоды. Так же можно делиться успехами и важной информацией с учащимися, их родителями и даже с другими школами.

Прямой эфир позволяет общаться в реальном времени. Заранее через пост вы сообщаете время, в которое будете выходить в прямой эфир, так же важно сообщить тему урока или беседы.

Все этапы урока мы можем соблюсти. Физкультминутку можно выполнить при помощи «gif» картинок. Это картинки, которые двигаются. Рефлексию мы можем выполнить при помощи «ползунка» и множества смайликов. Ввод и закрепление лексики мы можем сделать при помощи заранее созданных чек листов, нам нужно всего лишь загрузить фон. Для формирования навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух мы можем загрузить видео или аудио файл.

Вероятность того, что учащийся спишет крайне мала. Статистику правильных и неправильных ответов может просмотреть только администратор страницы – это может гарантировать, что дети не смогут списать у одноклассников. Они находятся дома в удобной обстановке для них, выполняют задания самостоятельно, у них нету лимита по времени и страха что-то не успеть.

Во внеурочные периоды можно оставлять задания, проводить конкурсы и викторины, чтобы как можно больше привлечь аудиторию и заинтересовать ребят. Как мотивационный момент можно придумать номинацию «Ученик недели» и отмечать победителя.

Учитывая упор в современном образовательном процессе на визуализацию, в первую очередь, страничка должна быть яркой и красочной, за которой хочется следить. Во-вторых, чтобы учащийся остановил свой взгляд на публикации, нужно сделать красивую обложку.

В заключение хотелось бы добавить немного статистики. Наша страница была создана в феврале 2020 года. Она остаётся активной и во время учёбы, и в каникулярное время. За этот период у нас более, чем 1050 подписчиков и 732 публикаций. С каждым днём к нам прибавляются новые пользователи и мы дружим с соседними школами.

Вывод: для кого-то инстаграм покажется не очень удобным, но этапе контроля знаний или тренировочных упражнений он очень актуален.

5.Рефлексивный этап

Уважаемые коллеги, давайте подведем итог нашего мероприятия и ответим на вопросы с помощью мобильного приложения «Plickers».

СЛАЙД 13

Работа с мобильным приложением. Ответы участников мастер-класса на вопросы.

  1. Тема мастер-класса:
  2. Современные образовательные технологии
  3. Образовательные ресурсы
  4. Использование возможностей учебного предмета «Английский язык» для формирования профориентационной компетентности учащихся: традиции и инновации
  5. Считаете ли вы целесообразным использование игры «Имаджинариум» на учебных занятиях по английскому языку в группах с повышенным изучением предмета?
  6. Да, на любом этапе.
  7. Да, но только в рамках определенных тем.
  8. Да, но только в 10-11 классах.
  9. Не считаю возможным.
  10. Электронная доска miro актуальна только для онлайн-обучения или применима в образовательном процессе?
  11. Подходит только для онлайн-обучения.
  12. Целесообразно использовать на традиционных уроках.
  13. Сложна в использовании.
  14. Возможно ли использование социальной сети INSTAGRAM на учебных занятиях по английскому языку, в том числе в группах с повышенным изучением?
  15. Возможно, но в старших классах.
  16. Возможно, но скорее во внеурочной деятельности по предмету.
  17. Нет, сложен в использовании.
  18. Возможно, не вижу сложности.
  19. Была ли информация, полученная в ходе мастер-класса для вас полезной?
  20. Да, спасибо за информацию.
  21. Да, буду использовать на практике.
  22. Да, информация актуальна.
  23. Не уверена, что данная информация мне пригодится.

Благодарю всех за внимание и за сотрудничество.

Чертович О.Э., учитель английского языка

ГУО «Средняя школа № 182 г. Минска

имени Владимира Карвата»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материалы для выполнения задания «Определи профессию»

Криэйтор

Креативный директор. Отвечает за разработку, ведение и контроль рекламных проектов.

 

 

Логистик

Специалист, который экономит деньги фирм, просчитывая, как получить от вложений наибольшую отдачу.

 

 

Медиапленнер

Профессия связана с планированием и оформлением рекомендаций по наиболее выгодному вложению средств, выделяемых на рекламирование того или иного товара.

 

 

Стрингер

Внештатный корреспондент, оператор, работающие в необычных условиях, в «горячих точках».

 

 

PR-менеджер

 

 

Специалист по связям с общественностью.

 

Риэлтор

 

 

Человек, который занимается операциями с недвижимостью. Ему необходимо хорошо разбираться в юридических тонкостях своего дела.

SMM-менеджер

Человек, работающий с социальными медиа, умеющий продвигать продукт или услугу через них и повышать узнаваемость всего бренда в целом.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Статистические данные за последние три учебных года

Учебный год

Количество учащихся в профильном классе

Количество учащихся, изучающих английский язык на повышенном уровне

Количество учащихся, выбравших профессию, связанную с английским языком

2020/2021

27

23

11

2021/2022

25

21

12

2022/2023

34

29 (85%)

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Словесные методы обучения школьников английскому языку:

методы устного изложения знаний.

К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж.

 

 

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод.

Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец или правило.

 

 

Объяснительно-иллюстративный

(информационно-рецептивный) метод

заключается в том, что преподаватель передает обучающимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а обучающиеся воспринимают, осознают, осмысливают и закрепляют в памяти данную информацию.

 

 

Проблемный метод.

В процессе работы стала прослеживаться тенденция повышения качества знаний учащихся по английскому языку, при котором учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания в готовом виде, а в результате мыслительной̆ работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

 

 

Игровой метод.

Использование игр даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

 

 

МЕТОД ПРОЕКТОВ

 

МЕТОД КЕЙСОВ

 

МЕТОД СОТРУДНИЧЕСТВА

 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД

 

КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД

 

ИГРОВОЙ МЕТОД

 

ИКТ

 

 

 

 

 

Участие в конкурсе "Педагогический старт" Учитель начальных классов Малевич М.М.

Малевич Марина Михайловна;

государственное учреждение образования

«Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата»;

Партизанский район; 24.04.1996; 5 лет; БГУ, 2020 год;

является членом профессионального союза;

marina.malevich.96@gmail.com

(33 )381 48 18.

Профессия педагог. Взгляд со стороны школьной парты

          Учитель... Очень трудно соответствовать профессии такой, самой светлой, важной и святой, что к благородству, уму, добру и труду людей призывает, к вершинам доблестной славы ведёт, учит нашу землю прекрасную и наследие предков оберегать, жить в мире и дружбе, творения ума и рук его величия человека развивать и приумножать. Частица нелёгкого учительского труда в каждой профессии видна.

Появляется на свет маленький и пока ещё беспомощный комочек жизни, оповещая своим криком вселенную: «Вот и я!». Каким станет это Я, полностью зависит от тех, кто будет его жизнь и здоровье оберегать, его воспитывать, учить, помогать становлению как человека.

Жизненная школа малыша начинается с первых дней. Отец и мать заботятся о его здоровье, учат первым шагам, первым словам родного языка, воспитывают, развивают в меру своих возможностей, интеллектуальных способностей. Вскоре ребёнка отправляют к профессиональным педагогам в детский сад, школу, колледж, университет.

И перед глазами стоит первая учительница в синем костюме с белым воротничком. Волосы аккуратно собраны в пучок. На лице у нее улыбка, взгляд глаз добрый, лучистый, ласковый. Часто, когда кто-нибудь из класса, забывая, называл её мамой, она говорила: «В школе Вы все мои дети». Даже уроки математики у неё превращались в сказку. Особенно помнятся утренники. Запомнилось, как она учила нас выразительно рассказывать стихи. А вот наша учительница аккомпанирует на баяне, а весь класс поёт, танцует. Отвечать она вызывала сначала сильных учеников. Пока очередь дойдёт до слабого, получается, что все усвоили учебный материал,  всех можно похвалить за старательность. На экскурсиях наша учительница учила видеть красоту окружающей природы: золото осеннего леса, бархатный ковер зеленеющих всходов на полях вокруг деревни. Рассказывала об истории родного края. Вот такая наша вторая мама, которая растила, воспитывала нас четыре года, закладывала прочный фундамент для успешного последующего обучения и воспитания. И теперь при встрече моя первая учительница расспросит о делах, даст искренний совет и проводит любящим взглядом.   

Спустя многие годы в моей памяти остаются интересные уроки русского и белорусского языков и литературы. На этих уроках нас учили не только грамотно читать и писать, но и любить свой родной язык, родимый край, свой народ. Несмотря на наш подростковый возраст, в колледже преподаватели к нам обращалась на Вы. Такое уважительное отношение к личности учащегося не позволяло приходить на урок неподготовленными. Мы старались, чтобы наши поступки и поведение оправдывали ожидания педагогов.

Преподаватели университета расширили мой кругозор и оказали большое влияние на становление меня как личности.

Я благодарна родителям, воспитателям, школьным учителям, преподавателям колледжа и университета за воспитание и знания, переданные мне.

Профессия учителя обязывает все свои знания и умения передать подрастающему поколению.

Для себя, как для педагога, я выдвинула следующие правила: заботиться о здоровье свои подопечных; стараться, чтобы каждый учащийся в классе чувствовал себя комфортно; прививать детям трудолюбие, умение преодолевать трудности, учить радоваться своим успехам; излагать учебный материал доступно для учащихся, опираясь на их жизненный опыт, применяя при этом иллюстративный материал; воспитывать у детей уверенность в своих силах; учить отстаивать своё мнение; вести воспитание и обучение в контакте с их родителями. И сама я должна постоянно пополнять свои знания, идти в ногу со временем.

Знания можно получить из разных источников: книг, газет, интернета. Но не один из них не заменит образа учителя: стройного в голубым платьице с длинной косой; в аккуратном строгом костюме с короткой причёской; в очках с проседью на голове, но всегда умного, доброго, справедливого, человечного, интеллигентного, культурного, не дающего право на плохие поступки, зовущего вперед к созидательному труду и добру. Весь нелёгкий труд учителей во имя добра, блага и мира на Земле. На любом континенте, в любой стране, на любом языке учитель был, есть и всегда должен быть носителем жизнеутверждающей культуры, гуманности, справедливости, трудолюбия, прогресса.

В заключение хочется привести слова своей первой учительницы: «Раз ты стал учителем, ты должен оправдывать своё призвание до последнего вздоха».

Учитель! Если ученики станут твоим продолжением и не потеряют веру в высокую культуру, добро и справедливости на Земле, то это и будет благодарностью за твой нелёгкий труд.