Презентация системы работы по методическому сопровождению профильного обучения в ГУО "Средняя школа г. Минска имени Владимира Карвата"

Управление организацией профильного обучения и допрофильной подготовки в ГУО "Средняя школа г. Минска имени Владимира Карвата"

В государственном учреждении образования «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата» изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне на III ступени общего среднего образования существует с 2015 года, допрофильная подготовка организована с 2019 года.

Введение профильного обучения и допрофильной подготовки не только расширило образовательные возможности нашего учреждения образования, но и обозначило ряд вопросов. Вероятно, что возникшие у нас проблемы могут существовать и в других учреждениях образования, что подразумевает необходимость совместного осмысления их сути, поиска способов и форм разрешения.

На III ступени общего среднего образования на повышенном уровне изучаются учебные предметы «Английский язык», «Русский язык», «Математика», «История Беларуси», формируются классы с изучением на повышенном уровне учебных предметов в различных сочетаниях.

Шесть лет работы в условиях профильного обучения это достаточный срок для осмысления влияния профилей как на состояние образовательного процесса, так и на профессиональное самоопределение учащихся. за это время сложилась целостная система управления организацией профильного обучения, которая включает в себя четыре основных элемента:

  • анализ
  • планирование
  • контроль
  • руководство

С целью анализа и планирования несколько раз в год проводится мониторинг запросов учащихся и их законных представителей по вопросу выбора учебных предметов для изучения на повышенном уровне. В конце учебного года с каждым выпускником IX класса, планирующим продолжить обучение в школе, проводится собеседование, на котором присутствуют заместитель директора по учебной работе, классный руководитель, педагоги, которые будут преподавать на повышенном уровне учебные предметы, педагог-психолог, законные представители учащегося. В ходе собеседования происходит окончательное выбора предметов для изучения на повышенном уровне, а также предполагаемое направление дальнейшего профессионального обучения (учреждение высшего образования).    Немаловажную роль в ходе собеседования играет мнение учителя, который будет работать преподавать учебный предмет на повышенном уровне, поскольку он на протяжении нескольких лет наблюдал учащихся и может с большой долей вероятности определить, справится ли учащийся с усвоением тех или иных учебных предметов на повышенном уровне.

При формировании Х класса с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне в различных сочетаниях (модель 2) мы столкнулись с несколькими проблемными моментами. Наполняемость учебной группы должна составлять не менее 5 человек, однако в течение двух лет для изучения на повышенном уровне истории Беларуси такое количество учащихся набрать было очень трудно. С целью решения данной проблемы была проведена работа по повышению интереса и мотивации к изучению истории Беларуси, в том числе и на повышенном уровне: были организованы занятия объединений по интересам по истории, в том числе и в сотрудничестве с учреждениями высшего образования («Юный историк-исследователь», руководитель Каун С.Б.). Эта работа дала положительные результаты, поскольку количество учащихся, желающих изучать историю Беларуси на повышенном уровне, сразу увеличилось вдвое, и уже в течение двух лет составляет не менее 10-11 человек.  

Следующим проблемным моментом является составление учебного плана, поскольку учащимся предоставляется право выбора учебных предметов в любых сочетаниях, однако это приводит к тому, что формируется 6 учебных групп с различным сочетанием предметов. Для решения данной проблемы проводится работа по уточнению дальнейшего профессионального определения учащегося с целью выбрать правильное сочетание учебных предметов (для подготовки с централизованному тестированию и поступлению в учреждение высшего образования). Кроме того, в течение первой четверти профильные учебные группы носят открытый характер: по результатам первой четверти учащейся, осознавший, что ошибся с выбором профиля обучения, может поменять учебный предмет, избранный для изучения на повышенном уровне (если отметка в свидетельстве об общем базовом образовании не ниже «7»). Для того, чтобы учащиеся не испытывали затруднения при усвоении учебного материала на повышенном уровне, в случае смены учебного предмета организуются стимулирующие занятия. 

Следует также отметить такой проблемный момент как составление расписания учебных занятий, поскольку не менее двух раз в неделю такие учебные предметы как «Математика» и «Английский язык» в группах с изучение на повышенном уровне приходится выносить на первые и последние уроки. Это, несомненно, сказывается на качестве усвоения учебного материала. В настоящее время данная проблема ещё не решена, но ведется поиск путей её решения. Также следует отметить, что при составлении расписания с учётом шкалы трудности учебных предметов у учащихся, изучающих на повышенном уровне учебные предметы «Математика» и «Английский язык» трудность учебного дня получается намного выше тех учащихся, которые изучают историю Беларуси. Это приходится учитывать при составлении расписания и снижать трудность учебного дня путём чередования учебных предметов и расстановки их в расписании в течение недели.      

С целью контроля за качеством организации образовательного процесса на III ступени ежегодно на совещании при заместителе директора рассматривается вопрос «Организация работы в Х «А» профильном классе». Результаты учебной деятельности учащихся X «А» и XI «А» классов по предметам, изучаемым на повышенном уровне, в каждой учебной четверти рассматриваются на совещании при директоре. При изучении состояния преподавания учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне, также отдельно рассматривается вопрос преподавания данного учебного предмета на III ступени.  Анализируется также результативность участия учащихся профильных классов в олимпиадном движении и конкурсах исследовательских работ различного уровня, вовлеченность учащихся профильных классов в работу различных объединений пот интересам интеллектуальной и предметной направленности, работающих в школе и в сотрудничестве с учреждениями высшего образования.

В течение первой учебной четверти осуществляется мониторинг адаптации учащихся Х «А» класса. Результаты мониторинга заслушиваются на ежегодном психолого-педагогическом консилиуме на адаптации на новой ступени образования. Консилиуму предшествует диагностика педагогом-психологом, педагогами, преподающими в профильном классе, осуществляется анкетирование учащихся, их законных представителей (при необходимости) по изучению их удовлетворённости организацией образовательного процесса, посещаются учебные и факультативные занятия с последующим анализом включенности учащихся в образовательный процесс. При необходимости проводится консультационно-коррекционная работа исходя из повторных диагностик. 

При подведении итогов поступления выпускников XI класса в учреждения высшего образования ежегодно проводится анализ корреляции учебных предметов, выбранных для изучения на повышенном уровне, и учебных предметов, по которым выпускник сдавал централизованное тестирование. Данный анализ уже в течение трёх лет показывает следующие результаты:

  • 100% выпускников сдавали централизованное тестирование по одному из учебных предметов, которые они изучали на повышенном уровне в Х – XI классе;
  • 85% выпускников сдавали централизованное тестирование по двум учебным предметам, которые они изучали на повышенном уровне в Х – XI классе;
  • Результаты централизованного тестирования по учебным предметам, которые изучались на повышенном уровне (со слов выпускников) составляют от 70 до 100 баллов.

Профильное обучение находится в органичной взаимосвязи с допрофильной подготовкой, они представляют собой два взаимообусловленных компонента профориентационной работы в целом, поэтому правильной организации допрофильной подготовки должно быть уделено не меньшее внимание, чем собственно профильному обучению.

Допрофильная подготовка в нашем учреждении образования осуществляется с VIII класса, на повышенном уровне изучается учебный предмет «Математика». В 2021 году завершил обучение и воспитание на II ступени IX «А» класс, где в течение двух лет осуществлялась допрофильная подготовка по английскому языку. Опыт организации образовательного процесса в этом классе показал, что начинать допрофильную подготовку лучше всё же с VIII класса, поскольку в этом возрасте уже учащиеся, а не только их законные представители могут осознанно выбрать учебный предмет для изучения на повышенному уровне. Также следует отметить, что двух лет допрофильной подготовки по английскому языку недостаточно, а начать такую работу с V класса не представляется возможным вследствие того, что в V и VII классах обучение будет осуществляться во вторую смену. Кроме того, для организации как профильного обучения, так и допрофильной подготовки учреждение образования должно располагать необходимым кадровым потенциалом. В нашем учреждении образования в достаточном количестве учителей математики первой и высшей категории, поэтому с 2020 года вопрос с выбором учебного предмета для допрофильной подготовки был решён в пользу математики. Кроме того, мы объясняем учащимся и их законным представителям, что профильное обучение в первую очередь ориентировано на определённую профессию, а не на получение высшего образования, а прочные знания по математике нужны не только инженеру или экономисту, но и представителю рабочих специальностей, которые становятся всё более технологичными.

При организации допрофильной подготовки основной проблемой является наличие в классе учащихся, не имеющих достаточного уровня подготовки по математике, иногда к тому же обладающих невысоким уровнем обучаемости, поэтому при определении одного из классов параллели, где будет организована допрофильная подготовка, имеет большое значение не только согласие учащихся и их законных представителей, но и эффективная работа педагога-психолога, диагностики по профессиональной ориентации, уровню обучаемости. Исходя из сочетания данных факторов (запросы учащихся и их законных представителей, результаты диагностик, собеседование с педагогом) и определяется класс, в котором будет организована допрофильная подготовка.

Таким образом в нашем учреждении образования сложилась система профильного обучения и допрофильной подготовки, направленная на то, чтобы сделать образование более индивидуализированным, функциональным и результативным, позволяющим максимально учитывать способности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с интересами и намерениями обучающихся. Следующей перспективой развития системы профильного обучения в нашем учреждении образования мы видим всё более широкое внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода к обучению.