А.А. Глинский, Т.М. Савельева Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Республике Беларусь

Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Республике Беларусь

 

А. А. Глинский, заведующий лабораторией проблем воспитания личности Национального института образования,

кандидат педагогических наук, доцент;

Т. М. Савельева, заведующий сектором развивающей психологии Национального института образования,

доктор психологических наук, профессор

 

Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности учащегося.

ДОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими профилирующих направлений деятельности. Она  рассматривается как система специализированной подготовки учащихся 7–9 классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учётом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

Допрофильная подготовка - это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. Ее цель в определенной степени  противоположна цели профильного обучения – не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, а выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важна  системная работа всех субъектов образовательного процесса, их  взаимодействие, чёткость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической и информационной деятельности по сопровождению учащихся.

Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т.е. первого профессионального выбора - одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы учащиеся могли сделать действительно самостоятельный, осознанный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что к такому выбору учащиеся должны быть психологически подготовлены. Отсутствие элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать их эффективному профессиональному самоопределению в процессе выбора профиля класса, а в будущем –  профессии.

Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение процесса их профессионального самоопределения. Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.

В этой связи целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.

Задачами психолого-педагогического сопровождения здесь являются:

- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;

- оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;

- развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

- формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, путей получения профессии;

- оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогическим работникам и родителям учащихся в вопросах организации и осуществления  допрофильной подготовки;

- отслеживание и корректировка (при необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;

- формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

    Исходя из цели и задач, определяются НАПРАВЛЕНИЯ  допрофильной подготовки, включающие:

  1. развитие у учащихся представлений  об образе своего «Я», о мире профессий и о современном рынке труда;
  2. приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
  3. обеспечение у учащихся успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

 Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения  допрофильной подготовки учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.

    Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс информирования учащихся по вопросам их возможного выбора профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования.  Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом и условиями принятия профессионального решения; знакомство с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения  в них образования после окончания базовой школы; изучение условий приёма, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение дней открытых дверей и др.

Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего  образования  и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь 9-х классов, консультирование, организация «пробы сил», целью которых является оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах 3-й ступени, учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

      Значимость профильной ориентации заключается в том, что она:

     -  способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;

   - оказывает помощь самоопределяющемуся подростку в психологической адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея опережающего профконсультирования, то есть ориентация не только на то, что есть сейчас, но и с учетом возможных будущих изменений в обществе;

- развивает способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важным становится не помощь в конкретном выборе, а формирование самой способности совершать разные профессиональные и жизненные выборы. Необходимо ориентировать учащегося на возможное позитивное изменение ситуации (формирование «социального оптимизма»). В идеале это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации (формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», своего предназначения в этом мире). Но действенный социальный оптимизм и вера в свое предназначение обязательно должны соотноситься со способностью учащегося адаптироваться в реальном мире.

Целесообразно, начиная с 7-го класса,  проводить с учащимися системную  профориентационную работу для своевременного и точного профессионального и личностного их самоопределения. Ведущую роль в профориентационной подготовке учащихся играет психологическая служба учреждения общего среднего образования. Данный подход основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профиля обучения учащимся во многом определяются особенностями социально-психологического развития личности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Психологическое сопровождение учащихся в ходе допрофильной подготовки  включает: проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе ими дальнейшей сферы деятельности; обработка и анализ результатов психодиагностики; осуществление «обратной связи» на основе анализа результатов диагностики, составление и реализация индивидуальных коррекционных программ (при необходимости); выявление и индивидуальное консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.

    Организация и проведение факультативных занятий, которые предназначены для расширения общего кругозора учащихся, формирования  их личностных качеств, развития творческого потенциала и направлены на удовлетворение запросов и интересов обучающихся.

Логическим продолжением допрофильной подготовки учащихся  является профильное обучение.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать возможности, потребности и способности учащихся, создавая условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на  продолжение образования. Оно создает предпосылки для реализации личностно ориентированного образовательного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.

При реализации процесса профильного обучения у учащихся формируются такие профессиональные качества личности, как системное творческое мышление, способность к критической оценке и самооценке, рефлексия, мотивация учения; социально значимые личностные качества (патриотизм, гражданская ответственность, трудо­любие); информационная и коммуникативная культура, культура предпринимательства.

      Качество профильного обучения учащихся во многом определяется его психолого-педагогическим сопровождением.

Целью психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является выявление, развитие и реализация  профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их профессиональной деятельности во все периоды профессиональной жизнедеятельности.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся:

- осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся 3-й ступени общего среднего образования;

- реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления возможностей учащимся в построения  индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;

- расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

- формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;

- повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования;

В русле гуманистического подхода психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно соответствовать ряду требований:

  1. следовать за естественным развитием личности учащегося;
  2. обеспечивать условия для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с миром и самим собой;
  3. обеспечивать в рамках объективно данной учащемуся  социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Особенность профильного обучения такова, что она нацеливает на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более полного удовлетворения  интересов, возможностей, способностей и склонностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям современного рынка труда. С этой целью необходимо максимально использовать не только возможности  данного учреждения общего среднего образования, но и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, подключать к данной работе специалистов разных профессий, родительскую общественность, государственных служащих. Такая системная совместная деятельность призвана обеспечить успех в решении тех задач, которые являются приоритетными для профильной школы.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения профильного обучения являются:

- психологическая диагностика учащихся, которая направлена, в первую очередь, на выявление уровня сформированности у учащихся представлений  об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; определяет характер ожиданий учащимися от специалистов в помощи и поддержке в профессиональном самоопределении;

- консультационная работа с педагогами и родителями, которая  призвана оказать им содействие в определении эффективных путей разрешения  совместно с учащимися трудностей  их профессионального определения, скорректировать субъект-субъектные отношения в процессе решения учащимися вопросов «выбора»;

- методическая работа, направленная на оказание действенной помощи педагогическим работникам со стороны директора, его заместителей,  методической службы, опытных коллег в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;

- профилактическая работа, которая осуществляется педагогом-психологом и педагогом социальным  и направлена, в первую очередь, на оказание поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

- коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;

 - аналитическая работа, направленная на изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.

Процесс психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения ориентирован на становление уникальности  личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития (когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личностных качеств ребенка), непрерывность, автономность и  мультидисциплинарность, позволяющих осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (учителя,  педагога-психолога, педагога социального, учителя, который выполняет обязанности классного руководителя, воспитателя и др.)

Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей страны.

В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.

С этой целью рекомендуем изначально определить функции каждого субъекта образовательного процесса, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Директор учреждения образования:

- изучает опыт организации допрофильной подготовки и профильного обучения;

- анализирует имеющееся ресурсное обеспечение учреждения образования, необходимое для введения допрофильной подготовки и профильного обучения;

- осуществляет стратегическое планирование допрофильной подготовки и профильного обучения;

- вносит коррективы в локальные документы с учетом введения допрофильной подготовки и профильного обучения;

- проводит информационную работу с педагогическим коллективом и родительской общественностью о значимости и целесообразности введения допрофильной подготовки и профильного обучения на уровне совещаний, заседаний, родительских собраний;

- координирует усилия педагогических работников учреждения образования,  родительской общественности и учащихся по организованному переходу на допрофильную подготовку и профильное обучение;

- осуществляет взаимодействие учреждения образования с профессионально-техническими, средними специальными и высшими учебными заведениями, предприятиями и организациями в целях построения эффективной системы организации профильного обучения;

- обеспечивает общее руководство и контроль за процессом перехода на допрофильную подготовку и профильное обучение учащихся;  отслеживает результаты проводимой работы.

Заместитель директора по основной деятельности:

- анализирует возможности кадрового потенциала для обеспечения  допрофильной подготовки и профильного обучения;

- создает условия и обеспечивает профессиональную подготовку педагогов, осуществляющих образовательный процесс в профильных классах;

- оказывает методическую помощь педагогам, учащимся и их родителям в совместном проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося;

- создает условия для самоопределения учащихся в выборе факультативных занятий с учетом их интересов, склонностей и возможностей;

- осуществляет контроль за качеством преподавания учебных предметов в профильных классах и уровнем подготовки учащихся;

- изучает и анализирует материалы мониторинга результативности  допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

- готовит аналитические материалы по вопросам допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:

- владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;

- осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения  на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;

- разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной подготовки учащихся;

      - проектирует образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и поддержание творческого  начала в деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской деятельности;

      - определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из потребностей  и возможностей учащихся конкретного профиля;

      - оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

      - использует многообразие видов и форм совместной с учащимися деятельности, электронные  образовательные ресурсы в процессе преподавания учебного предмета;

      - осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их социально-значимых личностных качеств;

     - осуществляет мониторинг  личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);

     - содействует средствами учебного предмета профессиональному самоопределению учащихся; поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;

     - развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных видах деятельности, в частности, в  освоении содержания предмета на повышенном уровне.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя

    Педагог, выполняющий обязанности классного руководителя, в первую очередь призван обеспечить на уровне классного коллектива систему взаимодействия директора учреждения образования и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального  педагога, родителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Данная система включает: просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу.

  1. Работа с классным коллективом и каждым учащимся:

изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;

- выявляет интересы, склонности, образовательные запросы учащихся; определяет предпосылки к конкретным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

- оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся в успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;

- формирует в классном коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;

- проводит  мониторинг по изучению и выявлению образовательных запросов учащихся;

формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности (учит учащихся эффективным приемам учебной деятельности; поощряет их успехи; оказывает помощь в адекватном применении каждым учащимся своих индивидуальных возможностей; оказывает помощь в выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в различных видах внеучебной предметной деятельности; создает условия для развития  у учащихся полезных интересов и нравственных ценностей);

- развивает у обучающихся навыки общения;

проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона,  выставок; проведение тематических конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);

-содействует получению учащимися дополнительного образования посредством создания системы кружковой работы, клубов, секций, объединений, организуемых как в учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;

- осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;

- проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с  выбором профиля обучения;

- ведет карту личностного развития учащихся.

  1. Работа с педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе:

- проводит индивидуальные консультации с педагогами по вопросам успешности учащихся в овладении содержанием учебных предметов;

- оказывает педагогам помощь в изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;

- привлекает педагогов к проведению совместных внеучебных тематических мероприятий.

  1. Работа с родителями учащихся:

- организует работу родительского лектория;

- проводит тематические классные родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы особенностей организации допрофильной подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и семьи в выборе ребенком профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной картой региона, республики, перспективными профессиями и др.);

- налаживает и поддерживает связи семьи и учреждения образования не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях;

- организует и проводит совместные тематические профориентационные мероприятия с учащимися и их родителями;

- привлекает для профориентационной работы родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;

- осуществляет индивидуальное консультирование родителей по вопросам личностного развития учащихся, коррекции взаимоотношений в системе «родитель – ребенок», проявляющихся у учащихся профессиональных интересов и путях  их поддержания и развития.

Педагог-психолог, при сопровождении допрофильной подготовки учащихся:

- формирует у учащихся нравственное отношение к труду как генетически исходному виду деятельности, оказывающему большое влияние на психическое и физическое развитие человека, его здоровье;

- формирует уважительное отношение к любой профессии;

- знакомит учащихся с типами существующих профессий: «человек – техника» (Т); «человек – человек» (Ч); «человек – природа» (П); «человек – знаковая система» (З); «человек – художественный образ» (Х);

- выявляет различные аспекты профессионального самоопределения учащихся;

- выявляет мотивы профессионального самоопределения учащихся;

- проводит тренинги личностного роста.

При психолого-педагогическом сопровождении профильного обучения педагог-психолог:

- актуализирует процесс профессионального самоопределения;

- формирует и развивает интерес учащихся к процессу профессионального самоопределения; к получению знаний о мире профессий; к освоению требований к профессии, к личности учащегося и направлениям профессиональной подготовки;

- способствует повышению уровня развития психологической компетентности, возможностей самопознания, адекватной самооценки;

- повышает уровень развития осознания своей индивидуальности и положительного отношения к собственному «Я», уверенности в своих силах;

- формирует у учащихся потребность в самосовершенствовании и саморазвитии;

- формирует навыки анализа профессиональной деятельности и умения выделять требования профессии к специалисту;

- формирует у учащихся навыки и умения сопоставлять требования профессии со своими индивидуально-физиологическими особенностями;

- знакомит учащихся с возможными путями получения профессионального образования и формирует навыки выбора правильного пути в профессиональном самоопределении;

- оказывает учащимся помощь в социальной и профессиональной адаптации;

- психологически готовит учащихся к осознанному выбору профиля обучения;

- формирует у учащихся личные профессиональные планы на ближайшую и отдаленную перспективу;

- подбирает диагностический инструментарий, адекватный цели и задачам профильного самоопределения;

- проводит тренинги для личностного роста и расширения представлений учащихся о профессиональном самоопределении.

При психолого-педагогическом сопровождении профильного обучения специалистам важно опираться на «трехфакторную модель» выбора профессии, разработанную основоположником научной профориентации Ф. Парсонсом, который выделил три главных фактора, детерминирующих процесс адекватного выбора профессии:

1) правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;

2) знание того, что нужно для успешной деятельности по выбираемой профессии;

3) умение соотнести результаты самооценки с правильно выделенными требованиями.

Педагог социальный при психолого-педагогическом  сопровождении допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся реализует следующие функции:

          - оценивает степень и направленность влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи, учреждений образования, СМИ, Интернета на профессиональное самоопределение учащегося;

- организует экскурсии в разные учреждения образования, на предприятия  с целью ознакомления с профессиями;

- участвует в создании региональных программ социального воспитания, проектирования микросоциума, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение учащихся;

- организует социально значимую деятельность, оказывающую влияние на профессиональное самоопределение учащихся;

- организует взаимодействие различных социальных институтов;

- налаживает контакты с семьей, педагогами-предметниками, педагогами, исполняющими обязанности классного руководителя, и социальными институтами, оказывающими влияние на профессиональное самоопределение учащихся.

Результаты профильного обучения описываются категорией «образованность» выпускника учреждения общего среднего образования. Под образованностью понимается освоенность обучающимся содержания образования. Признаками освоенности содержания образования являются количество и качество приобретенных учащимися компетенций.

Результаты профильного обучения включают промежуточные результаты, отражающие освоение образовательных программ допрофильной подготовки (экзамены, портфолио) и конечные результаты, отражающие освоение образовательных программ профильного обучения на уровне требований  государственного стандарта общего среднего образования.

 

 

 

Литература

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011 – 400 с.
  2. Бабосов, Е. М. Теоретическая модель формирования личности в системе непрерывного образования / Е. М. Бабосов // Образование и педагогическая наука – 2010. – Сер. 4, вып. 3.
  3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М., 1998. – 298 с.
  4. Воронина, Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. – М. : «5 за знания», 2006. – 256 с.
  5. Глинский, А. А. Особенности управления методической работой в профильной школе / А. А. Глинский // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. – № 7. – С. 3-6.
  6. Климов, Е. А. Как выбрать профессию / Е. А. Климов. – М., 1990. – 234 с.
  7. Кукушин, В. С. Профильные классы в средней школе. Организация и функционирование / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 407 с.
  8. Пальчик, Г. В. Организационно-педагогические основы профильного обучения / Г. В. Пальчик. – Минск: НИО, 2007. – 248 с.
  9. Пан, С. Подготовка педагога профильной школы / С. Пан, С. Криволапова, Л. Бобкова // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 133-135.
  10. Подласый, И. П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя / И. П. Подласый. – М. : Народное образование, 2003. – 496 с.
  11. Попова, О.С. Психологическое сопровождение учащихся в процессе профессионального образования : монография / О.С. Попова. –Минск, 2010. –  212 с.
  12. Прощицкая, Е. Н. Обучение выбору профессии: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Н. Прощицкая. – Минск : Местный Литературный Фонд :Пэйпико, 2008. – 222 с.
  13. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. – М. :Классикс Стиль, 2006. – 592 с.
  14. Савельева, Т. М. Психологическое сопровождение процесса проектирования социокультурного образовательного пространства развития личности в условиях информационного общества / В сб. научн. статей «Психологическое сопровождение образовательного процесса. Вып. 2, Мн., РИПО, 2012, с. 11-19.
  15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос», 2006. – 23 апреля.
  16. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / О. В. Хухлаева, М., 2001. – 367 с.
  17. Человек и его профессия :учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. – Минск : «Современное слово», 2006. – 544 с.
  18. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников : метод.пособие / С. Н. Чистякова. – М. : Академия, 2005. – 122 с.