Физкультура

 

На заседаниях методических формирований учителей физической культуры в течение учебного года рекомендуется рассмотреть следующие темы:

развивающий и воспитательный потенциал урока физической культуры и здоровья;

воспитание и развитие нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности учащегося на уроках физической культуры и здоровья;

профориентация учащихся на учебных занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», формирование их готовности к профессиональному самоопределению в сфере физической культуры и спорта;

методы и приемы обучения умениям работать в команде, взаимной ответственности участников образовательного процесса при организации физкультурной и спортивной деятельности;

формирование у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к здоровью;

развитие личностных качеств (организованности, дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, смелости, настойчивости в достижении цели и др.) в процессе подготовки учащихся к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;

организация работы с учащимися подготовительной группы с учетом дифференцированного подхода к их физическому развитию;

организация занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ;

дифференцированный подход к контролю и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом физического развития и медицинских показаний;

использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в работе учителя по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» и руководителя физического воспитания;

преемственность в физическом воспитании учащихся на разных ступенях общего среднего образования;

организация обучения плаванию в учреждениях образования.

 

Русский язык и литература

 

Организация и содержание методической работы с учителями русского языка и литературы в 2023/2024 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.

  1. Предметные журналы как средство информационной, научно-методической поддержки учителей русского языка и литературы и повышения их профессиональной компетентности.

В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей русского языка и литературы (учебно-методическое объединение, школа молодого учителя, школа совершенствования педагогического мастерства, творческие группы и иные) рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащихся, актуальные вопросы методики обучения русскому языку и литературе с учетом имеющегося в регионе эффективного педагогического опыта:

коммуникативная компетентность учителя русского языка и литературы как условие продуктивного взаимодействия с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

формирование речевой культуры учащихся на учебных занятиях по русскому языку и литературе как средство личностного развития учащегося;

единство воспитательных, обучающих и развивающих задач как обязательное требование к проектированию и проведению современного урока русского языка и литературы;

функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития и воспитания личности учащихся, формирования у них системы социально одобряемых ценностей, гражданской ответственности и патриотизма;

организация проектно-исследовательской деятельности по русскому языку и литературе как средство развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся и условие формирования у них интереса к научно-исследовательской деятельности;

лингвистический и лингвокультурологический анализ учебного текста по русскому языку и литературе как средство развития коммуникативной, языковой и социально-личностных компетенций учащихся;

формирование у учащихся социально ответственного поведения, уважительного отношения к собеседнику, умения делать выводы посредством системы заданий и упражнений, используемых на уроках русского языка и литературы;

формирование читательской грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям русского языка и литературы оказывает журнал «Русский язык и литература» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»). Журнал позволяет познакомиться с новыми технологиями проведения уроков, публикует лучшие разработки уроков по русскому языку и литературе, уделяет внимание вопросам контроля, подготовки к предметным олимпиадам, внеклассной работе.

Обществоведение

 

В течение 2023/2024 учебного года на заседаниях методических формирований учителей обществоведения рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащегося средствами учебного предмета «Обществоведение» с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона:

современный урок обществоведения: его составляющие, критерии успешности;

воспитательный потенциал уроков обществоведения;

проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, социально-значимых, гражданско-патриотических качеств личности; 

методические особенности подготовки учащихся к централизованному экзамену по обществоведению по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

формирование функциональной грамотности (4К-компетенций) учащихся средствами учебного предмета «Обществоведение»;

приемы и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре, ценностных ориентаций и приоритетов в процессе историко-обществоведческого образования;

формирование личности учащегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей информационно-образовательной, социокультурной, культурно-исторической среды.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям оказывает журнал «Гісторыя і грамадазнаўства» (РУП «Издательство Адукацыя і выхаванне»). В журнале публикуются практические материалы из опыта работы лучших учителей истории и обществоведения, планы уроков, материалы для внеклассной работы, методические рекомендации для молодых учителей.

Математика

 

Для методической работы с учителями математики (на уровне района и учреждений образования) в 2023/2024 учебном году предлагается общая методическая тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания и развития личности учащегося средствами учебного предмета „Математика“».

На августовских предметных секциях учителей математики рекомендуется обсудить следующие вопросы:

  1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по математике в 2023/2024 учебном году:

Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования, основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса;

создание безопасных условий организации образовательного процесса;

обновленные учебные программы по учебному предмету «Математика» для V–IX, X–XI классов (базовый уровень), X–XI классов (повышенный уровень);

совершенствование образовательного процесса по учебному предмету «Математика» с учетом результатов централизованного экзамена.

  1. Организация и содержание методической работы с учителями математики в 2023/2024 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.
  2. Предметные журналы как средство информационной, научно-методической поддержки учителей математики и повышения их профессиональной компетентности.

На заседаниях учебно-методических объединений учителей математики рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащихся, вопросы методики преподавания учебного предмета в контексте рассматриваемой темы с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:

современный урок математики: нормативные правовые и дидактические требования, проектирование, проведение и самоанализ, критерии успешности;

реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Математика» на учебных занятиях в V–IX, X–XI классах;

рациональные методы и приемы обучения учащихся решению задач различного уровня сложности как необходимое условие развития логического и критического мышления;

формирование математической и финансовой грамотности учащихся средствами учебного предмета «Математика»;

использование современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, разнообразных форм организации учебного взаимодействия, направленных на развитие и воспитание личности учащегося.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям оказывает журнал «Матэматыка і фізіка» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»). В журнале освещаются вопросы методики преподавания математики и физики. Печатаются разработки планов уроков, материалы для внеклассной работы, размещаются научно-методические публикации.

Искусство

 

Планирование работы методических формирований на 2023/2024 учебной год.

В течение учебного года рекомендуется провести не менее четырех методических мероприятий и рассмотреть на заседаниях методических формирований учителей искусства теоретические аспекты формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, актуальные вопросы теории и методики преподавания в контексте рассматриваемой темы с учетом имеющегося в регионе эффективного педагогического опыта:

современный урок искусства: критерии успешности;

методические основы развития эмоционально-образного, художественного мышления учащихся на уроках учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» через обогащение опыта художественного восприятия произведений разных видов искусства и окружающей действительности;

технологии учебных проектов (исследовательских, информационных, творческих, прикладных, игровых) по учебному предмету как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, нравственно-этических, гражданско-патриотических качеств личности, личной инициативы учащихся;

реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» на учебных занятиях;

роль и место экскурсий, встреч с представителями культуры, посещений музеев, художественных галерей, выставок, художественных мастерских в преподавании учебного предмета, воспитании и развитии учащихся;

формирование личностных компетенций учащихся в процессе освоения ими содержания учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» посредством разнообразных приемов и методов познавательной, художественно-творческой деятельности;

раскрытие творческого потенциала учащихся, развитие художественного вкуса, обогащение опыта художественно-творческой деятельности; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению учебного предмета;

развитие коммуникативных умений, умения работать в команде, взаимной ответственности между участниками образовательного процесса в процессе организации обучения в сотрудничестве;

формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей социокультурной, информационно-образовательной среды;

формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;

обучение через всю жизнь: возможности совершенствования профессионального мастерства педагога.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям оказывает журнал «Мастацтва і школа» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»). Журнал издает материалы по актуальным проблемам художественной культуры и художественно-эстетического образования.

 

Информатика

 

Организация и содержание методической работы с учителями информатики в 2023/2024 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.

На заседаниях учебно-методических объединений и иных методических формирований учителей информатики рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащегося, вопросы методики преподавания учебного предмета в контексте рассматриваемой темы с учетом эффективного педагогического опыта учителей региона:

реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Информатика» на учебных занятиях;

рациональные методы и приемы обучения учащихся решению практико-ориентированных задач различного уровня сложности как необходимое условие развития логического и алгоритмического мышления;

современный урок информатики: использование современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на развитие и воспитание личности учащихся;

формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Информатика»;

методы и приемы организации проектной деятельности учащихся на учебных занятиях по информатике.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Иностранный язык

 

Организация и содержание методической работы с учителями иностранного языка в 2023/2024 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.

Развитие профессиональной компетентности педагогов осуществляется через работу методических формирований: школьного, районного (городского) учебно-методических объединений учителей иностранного языка, школ молодого учителя, школ совершенствования педагогического мастерства, школ передового педагогического опыта, творческих и проблемных групп и др. Деятельность всех методических формирований должна планироваться на основе анализа результатов методической работы за предыдущий учебный год с учетом требований нормативных правовых актов, образовательного и квалификационного уровней педагогических работников, их профессиональных интересов, запросов и содействовать их профессиональному развитию.

Работа школы молодого учителя должна быть направлена на адаптацию педагогов к профессии, оказание помощи в овладении основами профессионального мастерства, формирование у них потребности в непрерывном самообразовании. Школа совершенствования педагогического мастерства строит свою работу на диагностической основе. Она ориентирована на оказание помощи педагогам, испытывающим затруднения в решении отдельных проблем, в их личностно-профессиональном развитии.

В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей иностранных языков рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащихся, вопросы методики преподавания учебного предмета в контексте рассматриваемой темы с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона:

современный урок иностранного языка: его составляющие, критерии успешности;

единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении иностранному языку;

активные методы и формы обучения как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета;

воспитание и развитие личности учащегося через самостоятельную и творческую работу по иностранному языку;

развитие мотивации учащихся к изучению иностранного языка;

познавательный интерес как черта личности учащегося и ее совершенствование при изучении иностранного языка;

проектная деятельность по иностранному языку как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, социально значимых, гражданско-патриотических качеств личности учащихся;

развитие коммуникативной компетенции учащихся как одно из условий формирования функциональной грамотности;

развитие коммуникативной иноязычной компетенции учащихся на уроках иностранного языка посредством использования медиаресурсов;

проектирование учебного занятия по иностранному языку с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на воспитание и развитие личности учащегося;

формирование духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала учебного занятия по иностранному языку.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Образовательные программы повышения квалификации учителей иностранного языка реализуются также на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет» (https://ipk.mslu.by).

Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям иностранного языка оказывает журнал «Замежныя мовы» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»). Журнал посвящен актуальным вопросам преподавания иностранного языка в школе. Особое внимание уделяется современным подходам, методикам и технологиям обучения иностранному языку.

 

 

I ступень общего среднего образования

 

В течение учебного года рекомендуется рассмотреть теоретические аспекты формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося средствами учебных предметов на I ступени общего среднего образования с учетом эффективного педагогического опыта учителей региона:

развитие познавательной сферы учащихся на учебных занятиях;

воспитание как процесс формирования личностных качеств учащихся;

реализация воспитательного потенциала учебных предметов на учебных занятиях;

формирование личности обучающегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей развивающей, информационно-образовательной, социокультурной среды;

учебная деятельность как фактор развития личности младшего школьника;

активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов на учебных занятиях (учебный предмет на выбор);

формирование устойчивого познавательного интереса к изучению учебного предмета как путь личностного роста учащегося (учебный предмет на выбор);

формирование читательской грамотности учащихся на учебных занятиях;

формирование личностных качеств учащихся (трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели) на учебных занятиях с помощью разнообразных организационных форм обучения (учебный предмет на выбор);

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами учебных предметов;

формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений на учебных занятиях;

место экскурсий и наблюдений в образовательном процессе, их роль в воспитании и развитии личности учащегося;

вовлечение учащихся в продуктивную учебно-познавательную, социально значимую деятельность;

формирование личностных качеств и метапредметных компетенций учащихся в процессе проектной деятельности (решения проектных задач);

современный урок: нормативные и дидактические требования, проектирование, проведение и самоанализ, критерии успешности.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям начальных классов и воспитателям групп продленного дня оказывают научно-методические журналы «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа», «Пачатковая школа» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»). Они освещают актуальные вопросы теории и практики начального образования, способствуют популяризации передового педагогического опыта.

 

Всемирная история и история Беларуси

 

Планирование работы методических формирований на 2023/2024 учебный год.

В течение 2023/2024 учебного года на заседаниях методических формирований учителей истории рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащихся средствами учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси» с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона:

современный урок истории: его составляющие, критерии успешности;

воспитательный потенциал уроков истории;

проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, социально-значимых, гражданско-патриотических качеств личности;

формирование функциональной грамотности (4К-компетенций) учащихся средствами учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси»;

приемы и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре, ценностных ориентаций и приоритетов в процессе историко-обществоведческого образования;

формирование личности учащегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей информационно-образовательной, социокультурной, культурно-исторической среды.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Научно-информационную и организационно-методическую помощь учителям истории оказывает журнал «Гісторыя і грамадазнаўства» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»). В журнале публикуются практические материалы из опыта работы учителей истории и обществоведения, планы уроков, материалы для внеклассной работы, методические рекомендации для молодых учителей.

 

Белорусский язык и литература

 

Планаванне работы метадычных фарміраванняў на 2023/2024 навучальны год.

На працягу навучальнага года на пасяджэннях метадычных фарміраванняў настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры (вучэбна-метадычнае аб’яднанне, школа маладога настаўніка, школа ўдасканалення педагагічнага майстэрства, творчыя групы і інш.) рэкамендуецца разгледзець тэарэтычныя і практычныя аспекты выхавання і развіцця асобы вучня, пытанні методыкі выкладання вучэбных прадметаў у кантэксце разглядаемай тэмы з улікам эфектыўнага педагагічнага вопыту настаўнікаў рэгіёна:

камунікатыўная кампетэнтнасць настаўніка беларускай мовы і літаратуры як аснова прадуктыўнага ўзаемадзеяння з навучэнцамі з улікам іх узроставых і індывідуальных асаблівасцей;

сучасны ўрок беларускай мовы і літаратуры: нарматыўныя прававыя і дыдактычныя патрабаванні, праектаванне, правядзенне і самааналіз;

функцыянальныя і змястоўныя магчымасці вучэбных дапаможнікаў па беларускай мове і літаратуры як сродак развіцця і выхавання вучняў, фарміравання ў іх сістэмы сацыяльна-культурных каштоўнасцей, грамадзянскай адказнасці і патрыятызму;

прымяненне прыёмаў праектна-даследчай дзейнасці на вучэбных занятках па беларускай мове і літаратуры як спосаб развіцця навыку працы вучняў у групах, актыўнага іх уключэння ў працэс самаадукацыі і самарэалізацыі;

дыдактычны матэрыял да вучэбных заняткаў па беларускай мове і літаратуры як спосаб выхавання ў вучняў павагі да мовы, краіны, яе традыцый;

фарміраванне чытацкай адукаванасці вучняў на вучэбных занятках па беларускай мове і літаратуры.

З мэтай забеспячэння ўмоў для развіцця прафесійнай кампетэнтнасці настаўнікаў у Акадэміі паслядыпломнай адукацыі праводзяцца мерапрыемствы ў адпаведнасці з Рэспубліканскім каардынацыйным планам мерапрыемстваў дадатковай адукацыі педагагічных работнікаў (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

Навукова-інфармацыйную і арганізацыйна-метадычную дапамогу настаўнікам беларускай мовы і літаратуры аказвае навукова-метадычны часопіс «Беларуская мова і літаратура» (РУП Выдавецтва «Адукацыя і выхаванне»). Асвятляе пытанні моўнай і літаратурнай адукацыі, друкуе артыкулы з вопыту работы лепшых педагогаў, метадычныя распрацоўкі ўрокаў беларускай мовы і літаратуры, факультатыўных заняткаў, матэрыялы пазакласных мерапрыемстваў, заданні да тэсціравання і алімпіяд, займальны і дыдактычны матэрыял, дысертацыйныя даследаванні ў галiне педагагічных і філалагічных навук.