Педагогический совет является органом самоуправления учреждения общего среднего образования, в его состав входят все педагогические работники данного учреждения образования.

http://metod.gymn37.minsk.edu.by/ru/files/00332/obj/110/16763/img/6593.jpg

Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, уставом учреждения образования.

К компетенции педагогического совета относятся:

  • участие в управлении учреждения образования;
  • определение основных направлений деятельности учреждения образования;
  • совершенствование и развитие образовательного процесса в учреждении образования;
  • проведение работы по профессиональному совершенствованию педагогических работников и развитию их творческого потенциала;
  • внедрение в практику образовательной деятельности достижений современной педагогической науки, эффективных технологий и методик обучения и воспитания;
  • изучение педагогического опыта, распространение эффективной педагогической практики, развитие творческих инициатив педагогических работников;
  • рассмотрение вопросов аттестации учащихся, их перевода, в том числе условно, в следующий класс, оставления на повторный год обучения, допуска к выпускным экзаменам, освобождения от сдачи выпускных экзаменов, организации выпускных экзаменов, завершения обучения на II и III ступени общего среднего образования, награждения золотой или серебряной медалью;
  • рассмотрение вопросов итоговой аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь;
  • рассмотрение вопросов о переводе в следующий класс по результатам итоговой аттестации досрочно;
  • иные вопросы образовательной деятельности учреждения образования.

Непосредственное руководство деятельностью педагогического совета осуществляет председатель педагогического совета, которым является руководитель учреждения образования.

Практика подготовки и проведения педсоветов дает возможность выделить наиболее приемлемую общую схему отбора и структуры содержания:

Педагогический совет № 1 2024/2025 учебный год

Подготовка ка педагогическому совету № 1
Тема: "Функциональная грамотность: как учить для жизни?"

Задания для групп

Группа 1. Модуль «Учитель, формирующий функционально грамотную личность»

  1. Составьте список качеств, которыми должен обладать учитель, чтобы сформировать функционально грамотную личность.
  2. Спланируйте и предложите мероприятия для педагогов, направленные на повышение профессионального мастерства и коррекцию работы по формированию у учащихся функциональной грамотности.

Группа 2. Модуль «Современный выпускник»

  1. Составьте список качеств, которыми должен обладать современный выпускник школы.
  2. Спланируйте и предложите мероприятия (в рамках учебной и внеурочной деятельности) для учащихся, которые будут способствовать формированию функциональной грамотности.

Группы 3–6. Модули «Математическая грамотность», «Читательская грамотность», «Естественно-научная грамотность», «Финансовая грамотность»

Каждая группа готовит сообщение по плану.

  1. Дайте определение виду функциональной грамотности.
  2. Перечислите компетенции, которые нужно сформировать у учеников для развития данного вида функциональной грамотности.
  3. Определите требования к заданиям, направленным на развитие данного вида функциональной грамотности.
  4. Предложите технологии, методы, приемы, применение которых на уроках будет способствовать формированию у учащихся конкретного вида функциональной грамотности.
  5. Используя учебные пособия, составьте задание, выполнение которого поможет формированию конкретного вида функциональной грамотности.


С материалами для подготовки к педагогическому совету "Функциональная грамотность: как учить для жизни?" можно ознакомиться по ссылке https://padlet.com/zhannav19/padlet-vvom4nsl087h4raa 

https://adu.by/ru/component/content/article/publikatsii-v-belorusskikh-nauchno-metodicheskikh-zhurnalakh-po-voprosam-formirovaniya-i-otsenki-funktsionalnoj-gramotnosti.html?catid=577&Itemid=101 

Педагогический совет №2 2023/2024 учебный год

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № 2

 

«Использование воспитательного потенциала урока для формирования личностных качеств учащихся»

 

Творческая группа по подготовке педагогического совета №2: 

1. Бурлуцкая И.В., заместитель директора по идеологической и воспитательной работе, руководитель творческой группы;
2. Костюченко М.С., педагог социальный;
3. Новицкая Н.В., педагог-психолог;
4. Салаева М.К., педагог-организатор;
5. Сальбук И.С., учитель английского языка;
6. Картинник И.А., учитель начальных классов.

 

Педагогический совет №1 2023/2024 учебный год

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № 1

Дата проведения: январь 2024

 

«Организация допрофильной подготовки и профильного обучения как условие повышения качества образования»

 

Творческая группа по подготовке педагогического совета №1: 

1. Петухова Н.Н., заместитель директора по учебной работе, руководитель творческой группы;
2. Попова А.Р., заместитель директора по учебной работе;
3. Новицкая Н.В., педагог-психолог;
4. Леванкова Т.А., учитель белорусского языка и литературы;
5. Зубчик Н.А.., учитель английского языка;
6. Яльчик Н.А. учитель математики;
7. Радченков А.В., учитель истории и обществоведения.

 

Педагогический совет №13 2022/2023 учебный год

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № 13

Дата проведения: 30 августа 2023 года

 

«Итоги работы государственного учреждения образования
«Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата»за 2022/2023 учебный год и приоритетные направления деятельности на 2023/2024 учебный год»

 

Творческая группа по подготовке педагогического совета №13: 

1. Попова А.Р., заместитель директора по учебной работе;
2. Петухова Н. Н., заместитель директора по учебной работе;
3. Блохина Е.М., заместитель директора по учебной работе;
4. Бурлуцкая И.В., заместитель директора по воспитательной работе;
5. Паталей О.П., председатель профсоюзной организации

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № 13

  1. Открытие. Информация директора школы Крайнова В.В. (3 мин.)
  2. О выборе секретаря педагогического совета на 2023/2024 учебный год. Информация директора школы Крайнова В.В. (2мин.)
  3. Об итогах работы учреждения образования за 2022/2023 учебный год и плане работы на 2023/2024 учебный год. Доклад директора школы Крайнова В.В. (45 мин.)
  4. О приеме учащихся в 1 класс. Информация заместителя директора по учебной работе Блохиной Е.М. (10 мин.)
  5. О режиме работы групп продленного дня. Информация заместителя директора по учебной работе Блохиной Е.М. (5 мин.)
  6. О промежуточной аттестации учащихся по учебным предметам, изучаемым один час в неделю. Информация заместитель директора по УР Попова А.Р. (5 мин.)
  7. О состоянии травматизма учащихся и обеспечении безопасности образовательного процесса. Заместитель директора по УР Попова А.Р. (10 мин.)
  8. Выборы состава аттестационной комиссии. Заместитель директора по УР Блохина Е.М.
    (5 мин.)
  9. Подведение итогов. Принятие решений. Информация директора школы Крайнова В.В
    (5 мин.)
 

 

Положение о педагогическом совете учреждения общего среднего образования

Педагогический совет № 2 2022/2023 учебный год

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № 2

Дата проведения: 27 января 2023 года

 

«От компетентности учителя к компетентности учащегося»

Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива на создание образовательной среды, направленной на формирование предприимчивой, творческой, самостоятельной личности учащегося, повышение качества образовательного процесса

Задачи:

  1. Проанализировать особенности традиционного и компетентностного подходов к организации образовательного процесса.
  2. Создать условия для повышения мотивации педагогического коллектива к реализации компетентностного подхода в практической деятельности с целью повышения качества образовательного процесса. 
  3. Содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов школы по использованию в образовательном процессе компетентностно-ориентированного подхода.
  4. Создать условия для раскрытия потенциала учащихся, предоставления возможностей выбора областей деятельности и ее форм, возможности формирования ключевых компетенций, развития самостоятельности.
  5. Разработать рекомендации по эффективному применению в педагогической практике компетентностного подхода.  

 

Форма проведения: педагогическая мастерская

 

Для проведения педсовета была выбрана форма педагогической мастерской по той причине, что такая форма позволит раскрыть широкий спектр мнений по проблеме, позволит представить разные точки зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной темой, и определить стратегии дальнейшей работы.

 

  1. Организационно-мотивационный этап

1.1. Вступительное слово директора ГУО «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата».

1.2. Актуальность темы, цели, задачи, структура и регламент педсовета, форма проведения, правила проведения, заместитель директора по учебной работе Петухова Н.Н.

1.3. Введение в проблему (выполнение задания), заместитель директора по учебной работе Петухова Н.Н.

  1. Аналитический этап. (Основной доклад «Компетентностный подход как основа развития учреждения образования»), заместитель директора по учебной работе Петухова Н.Н., выступление прилагается.

2.1. Актуальность проблемы.

2.2. Компетентностный подход как процесс формирования компетенций.

2.3 Алгоритм учебного занятия в системе компетентностного подхода.

2.4 Формы и приемы работы педагогов учреждения образования по формированию ключевых компетенций учащихся.

2.5 Использование компетентностного подхода в рамках профильного обучения.

2.6. Пути совершенствования работы по использованию компетентностно-ориентированных заданий в образовательном процессе.

 

  1. Практический этап (работа в группах)

Мастер-класс «Теория и практика создания компетентностно-ориентированных заданий», проводит учитель-методист Назарова С.В.

  1. Проектировочный этап (выработка основных направлений деятельности по совершенствованию работы в рамках заявленной темы).
  2. Завершающий этап

5.1. Рефлексия (выявление отношения участников к обсуждаемы вопросам и ходу педсовета), проводится при помощи сервиса Kahoot.

5.2. Подведение итогов педсовета, принятие решения (зачитать проект).

Педагогический совет № 1, 2022/2023 учебный год

Итоги работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата»

за 2021/2022 учебный год  и приоритетные направления деятельности  на 2022/2023 учебный год

Педагогический совет №3, 2021/2022 учебный год

МАРТ, 2022

Педагогический совет № 3

«Духовно-нравственное воспитание как условие гармонично развитой личности учащихся»

Творческая группа по подготовке к педагогическому совету:
Бурлуцкая И.В., заместитель директора по идеологической и воспитательной работе, руководитель творческой группы;
Новицкая Н.В., педагог-психолог;
Костюченко М.С., педагог социальный;
Воронкевич Р.С., педагог-организатор;
Радченков А.В., классный руководитель VIII «В» класса, руководитель методического объединения классных руководителей;

Педагогический совет №2, 2021/2022 учебный год

ЯНВАРЬ, 2022
Педагогический совет № 2

«Деятельность педагогического коллектива по работе с высокомотивированными учащимися: реалии, проблемы, перспективы»

Творческая группа по подготовке к педагогическому совету:
Попова А.Р., заместитель директора по учебной работе, руководитель творческой группы;
Петухова Н.Н., заместитель директора по учебно-методичекой работе;
Блохина Е.М., заместитель директора по учебной работе;
Новицкая Н.В., педагог-психолог;
Леванкова Т.А., учитель белорусского языка и литературы;
Зубчик Н.А., учитель английского языка;
Макась Е.М., учитель математики.

Педагогический совет №1, 2021/2022 учебный год

Педагогический совет № 1

Тема: "Итоги работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата»
за 2020/2021 учебный год и приоритетные направления деятельности на 2021/2022 учебный год"

 

 

 

 

Технология подготовки и проведения педсовета

Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Новая социально – экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования. Педагогический совет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что заставляет современного руководителя искать новые подходы в подготовке и проведении педагогических советов.

Педсовет был и остается явлением проблематичным. К сожалению, очень редко будущих и настоящих руководителей обучают азам искусства проведения педсоветов. А ведь это действительно искусство, потому что, даже очень талантливым руководителям школ прийти к педагогическому совету, где учителя действительно советуются, а не просто заседают, к совету, который приносит педагогическому коллективу радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение удается не сразу.

В практике подготовки и проведения педсоветов в своей школе мы стремились не допустить скуки, равнодушия, ожидания окончания “говорильни”. Это требует большой и напряженной работы, знание определенных правил менеджмента и технологии подготовки и проведения педсовета.

Термин “технология” в применении к педагогическому процессу стал употребляться сравнительно недавно. Анализ имеющихся в научно - педагогической литературе различных трактовок термина “педагогическая технология” позволил нам выделить критерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего) должно способствовать отбору и структуре содержания (что), оптимальной организации (как), методам, приемам и средствам (с помощью чего), а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто) и объективные методы оценки результатов (так ли это).

В рамках первого критерия технологии - однозначное и строгое определение целей (почему и для чего), выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность. Определяет выбор тем педсоветов:

  • проблемно – ориентированный анализ работы школы за истекший год;
  • диагностика запросов и потребностей учителей.

В конце года в нашей школе каждый учитель заполняет лист запросов и пожеланий на новый учебный год (см. Приложение 1). Обработка этих листов позволяет при определении тематики педсоветов учесть мнение учительского коллектива. Саму же тематику разрабатывает директор совместно со своими заместителями.

Тематика педагогических советов охватывает практически все основные проблемы современной педагогики. Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения. Современную проблематику педагогических советов в обобщенном виде можно представить схемой (см. Приложение 2). Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи, что способствует отбору и структуре содержания (что), т.е. второму критерию.

Определение содержания рассматриваемой темы играет немаловажную роль в подготовке педсовета. Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы. Педсовет будет тогда эффективен, когда учителя смогут убедиться: среди них имеются творчески работающие коллеги, есть носители нового педагогического опыта, есть чему поучиться. Анализ опыта работы учителей школы в свете рассматриваемой психолого – педагогической теории – главный заряд творческого мышления коллектива и главный стимул профессионального роста. Как показывает наш опыт, можно выделить следующие требования к отобранному содержанию:

  • теоретическая часть должна быть актуальна, обоснованна и проверенна жизнью;
  • примеры из практики школы должны быть объективными и конкретными;
  • обобщенные материалы представлены наглядно с помощью схем, графиков, таблиц, диаграмм;
  • сформулирована установка на совершенствование решение проблемы в перспективе на основе выявления лучших начинаний в педколлективе.

Практика подготовки и проведения педсоветов дает возможность выделить наиболее приемлемую общую схему отбора и структуры содержания:

http://festival.1september.ru/articles/100137/img1.gif

Немаловажное значение имеет оптимальная организация (как) проведения педагогического совета. Формы проведения могут быть разнообразными.

В каждой школе сложились свои традиции, свои требования к организации проведению педсовета. Но как показывает многолетний опыт работы, традиционный вариант педсовета: доклад – содоклад, выступления – сообщения, принятие решения - не эффективен, да и неинтересен большинству учителей. Нередко можно наблюдать как на таких, традиционных педсоветах, многие учителя заняты проверкой контрольных работ, составляют рабочие планы к очередным урокам, просматривают классные журналы и с нетерпеньем ждут окончания “говорильни”. Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать сколько – нибудь заметное влияние на положение дел в школе нужно использовать нестандартные, современные интенсифицированные формы проведения (см. Приложение 3).

Преимущество данных форм состоит в следующем:

  • повышается практическая направленность решения проблемы;
  • предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета;
  • развивается инициатива, творчество каждого члена коллектива;
  • требуется более глубокое знание теории, всесторонняя информация об образовательном процессе;
  • осуществляется деловое общения коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Довольно тесная связь существует между формой проведения педсовета и методами, приемами и средствами (с помощью чего) применяемыми в технологии подготовки и проведении педагогического совета. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:

  • словесные методы: лекция, доклад, беседа, дискуссия, работа с книгой;
  • наглядные методы: рисованная наглядность (графики, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.); демонстрация фото-, видео-, киноматериалов, компьютерные средства;
  • практические методы: действия учителей, моделирование разнообразных ситуации, наблюдение за работой учителей в образовательном процессе.

Имеют место объяснительно – иллюстративные, репродуктивные и продуктивные, проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы.

Для эффективного проведения педагогического совета необходимо учитывать реальный уровень квалификации учителей (кто), их интеллектуальный уровень, умение анализировать педагогические ситуации, правильно выбрать решение и т.п. При подготовке и проведении администрации важно объективно оценить достижения каждого учителя, добиваться признания его успехов всем коллективом.

Реализовываясь в процессе работы педагогического совета, у учителя формируется положительная мотивация педагогической деятельности и создается положительный микроклимат в коллективе, основными показателями которого являются:

  • высокая степень готовности членов коллектива к общению;
  • уровень развития критики и самокритики;
  • степень удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе;
  • стабильность коллектива.

В заключение педагогического совета необходимо обобщить результаты. Целесообразно резюмировать выступления участников педсовета не только после обсуждения каждой подтемы и в конце заседания, но и в ходе самого обсуждения. Это позволяет добиться уверенности в том, что все педагоги отчетливо понимают, о чем идет речь на педсовете, и у них складывается убеждение, что в ходе дискуссии достигнут определенный прогресс и время прошло не напрасно. Чтобы убедиться, что педагогический совет достиг поставленной цели, и в ходе его работы были решены выделенные задачи мы, как правило, используем специальные приемы, объективные методы оценки результатов (так ли это).

Так, например, после завершения работы педсовета, перед принятием решения можно провести мини опрос “Синквейн” (ассоциативный ряд) со следующими заданиями:

  • Запишите два прилагательных, отражающих суть рассматриваемой проблемы (темы).
  • Запишите три глагола отражающих суть рассматриваемой проблемы (темы).
  • Запишите одно слово – символ данной проблемы (темы).
  • Запишите короткое предложение (резюме) о сути рассматриваемой проблемы (темы).

Быстрый анализ данной анкеты дает четкое представление о понимании педагогами рассматриваемой проблемы. Лучшие ответы необходимо прочитать коллективу, тем самым подвести итог всей работы и перейти к принятию решения.

Или еще один пример из опыта работы:

В конце работы перед принятием решения для определения эффективности педагогического совета просим каждого учителя оценить и заполнить предложенную схему по 5 бальной системе:

- свою работу в процессе педагогического совета (я);
- работу творческой группы, в которой Вы принимали участие (мы);
- работу всего коллектива (дело).
http://festival.1september.ru/articles/100137/img2.gif

 

Далее проводится итог (вычисляется средний балл по каждому параметру) и заполняется большая общая схема.

Решение – это выраженное мнение коллектива по определенной проблеме. Сам процесс выработки решения требует ясности мысли и логики. Только в этом случае решение будет убедительным, конкретным, осмысленным и понятным. Настоящую жизненность обретают лишь такие решения, которые рождаются на основе достоверной диагностики, научного анализа деятельности коллектива, всестороннего учета мнений, содержат глубоко продуманные рекомендации. При нетрадиционных формах проведения педсоветов в решении может быть констатирующая часть, в которой дается краткий анализ положения дел в школе по осуждаемой проблеме, указывается положительное в работе, основные недостатки и вызвавшие их причины. Затем намечаются конкретные меры и пути их реализации, указываются сроки исполнения, ответственные лица и порядок проверки исполнения принятого решения.

На наш взгляд, немаловажную роль при проведении педагогического совета играет и эмоциональное состояние учителя: внутреннее спокойствие, удовлетворенность своей деятельностью, удовлетворенность оценкой его личности и деятельности со стороны коллектива, руководителей. Для исследования этого вопроса в ходе работы педсовета нами используются следующие методики:

Методика “Цветописи” Лутошкина:

Данная методика позволяет определить психологическое состояние учителя до начала работы педсовета и после его окончания. Учителям перед началам работы педагогического совета предлагается выбрать один из семи предложенных цветов (это могут быть кружки одинакового размера) и после завершения работы сделать тоже самое. Далее можно сделать панно в виде двух цветков с разными лепестками, которые и дадут возможность понять настроение учителей, их психологическое самочувствие.

Методика “Лицо педсовета”:

Для определения эмоционального состояния учителей в процессе работы педсовета каждому учителю предлагается выбрать один из предложенных рисунков:

http://festival.1september.ru/articles/100137/img3.gif

Создание коллажа работы педсовета.

Положительная сторона педсовета, как и всякого непосредственного общения, состоит в психологическом восприятии проблем: на человека влияют нравственно-психологическая атмосфера коллективного обсуждения, эмоциональное поведение участников, подтекст высказываний. Все эти достоинства педсовета могут проявиться лишь тогда, когда руководитель школы знает и владеет основными положениями теории менеджмента. В своей работе мы опираемся на правила предложенные одним из теоретиков менеджмента М.Биркенбиля. [1] Для педсовета, как и для урока, важно начало. Именно в начале закладывается психологический комфорт всего заседания. Следующие правила помогают создать так необходимый психологический настрой всего хода педсовета:

  1. Начинать заседание вовремя, никогда не ожидать опоздавших.
  2. Предельно четко формулировать цель заседания.
  3. Начинать с позитивных моментов, что придает уверенность в успешном завершении.
  4. Решаемую проблему представить интересно, образно с воодушевлением.
  5. Открытие заседания должно длиться не более 2-х минут.

Очень важно постоянно контролировать ход педсовета и умело управлять им. Директору школы полезно помнить следующие правила для контроля за ходом совещания (М.Биркенбиль [1]):

  1. Руководителю следует оставаться на нейтральных позициях.
  2. Необходимо постоянно поддерживать разговор. Если возникает неловкая пауза, следует вмешиваться с помощью вопросов, объяснений или путем подведения предварительных итогов.
  3. Следует немедленно принимать меры в случае возникновения напряжения. Ни в коем случае не должен разгореться спор.
  4. Необходимо отклонять непродуманные решения. Принимать во внимание надо только подкрепленные фактическим материалом предложения.
  5. Участники должны получать слово путем поименного вызова.
  6. Всегда должен говорить только один человек.
  7. Председатель заседания должен выслушивать мнения всех оппонентов. Идеи, которые не обсуждались, удерживаются наиболее упорно.
  8. Заседание – не поле боя, на котором противник должен быть уничтожен. Руководитель стремиться к выработке общих подходов.
  9. Следует нетерпимо относиться к экскурсам в прошлое и отклонение от темы, которые допускают отдельные участники. Заседание должно последовательно, шаг за шагом, приближаться к решению поставленной проблемы.
  10. Чтобы исключить недоразумения, председатель должен при необходимости уточнять сообщения отдельных участников словами: “Я правильно понял? Так будет правильно?”
  11. Надо чаще подводить промежуточные итоги для того, чтобы продемонстрировать участникам, как близки они к цели.
  12. Председатель заседания должен экономить время. Уже в самом начале надо объяснить, что проблема может быть, без сомнения, решена в отведенное время. По возможности не затягивать заседание ни на минуту.

В заключение заседания, по мнению М.Биркенбиля [1], перед руководителем встают три задачи:

  1. Достигнутый на заседании результат должен быть сформулирован коротко и определенно.
  2. Необходимо еще раз упомянуть о возможных расхождениях во мнениях; эти разногласия следует представить таким образом, чтобы и проигравшее меньшинство могло быть согласно с ними, не меняя при этом своего мнения.
  3. Необходимо установить, какие шаги должны последовать за принятием решения, у кого какие обязанности, кто несет ответственность за выполнение решения, кто контролирует его выполнение.

После того как в общих чертах обозначена и раскрыты подходы к технологии подготовке и проведению педагогических советов, следует особо подчеркнуть следующий, на наш взгляд, исключительный момент: новые подходы к педсовету ориентированы на вполне определенный круг руководителей школ, для которых ценность личности ученика неразрывно связана с ценностью личности учителя. Руководителю школы, наверное, надо понимать свое профессиональное ремесло как работу с людьми. Надо чувствовать и понимать каждого учителя таким, каков он есть на самом деле, веря в возможности его творческого роста и создавать условия для профессионального развития.

Разумеется, пользоваться новыми технологиями подготовки и проведения педсоветов могут абсолютно все руководители школ, все будет зависеть от творческого подхода к рассматриваемой проблеме.

Литература:

Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. М.:СП “Интерэкспорт”, Экономика, 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЛИСТ ЗАПРОСОВ И ПОЖЕЛАНИЙ.

Уважаемый учитель!

Заканчивается еще один учебный год. Для более четкой организации учебного процесса в новом учебном году:

  • составления учебного плана;
  • распределения часов школьного компонента;
  • формирования кружков и факультативов;
  • планирования методической работы;
  • формирования курсов повышения квалификации;
  • проведения аттестации сотрудников.

просим Вас заполнить данный лист запросов и пожеланий.

Ф.И.О. ________________

ЗАПРОСЫ И ПОЖЕЛАНИЯ НА 200__ – 200__ у.г.

1. Количество учебных часов (ваша нагрузка, количество часов по предмету, расчасовка по полугодиям)

2. Дополнительные часы (школьный компонент) (факультативы, предметные кружки, дополнительные занятия с отстающими, неуспевающими. Указать для какой параллели, класса)

3. Научно - методическая работа :

  • проведение консультаций, круглый столов, педагогических советов, семинаров по интересующим Вас темам (указать эти темы);
  • хотели бы участвовать в педагогических гостиных, пригласить коллег на открытые уроки?
  • тема по самообразованию (нужна ли?), чем можно заменить?
  • Повышение квалификации, на какие курсы хотели бы пойти?

4. Запросы и пожелания (вообще и в частности , по возможности реальные)

 

приложение 2.

ПРОБЛЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ.

http://festival.1september.ru/articles/100137/img4.gif

приложение 3.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПЕДСОВЕТОВ.

http://festival.1september.ru/articles/100137/img5.gif

Педагогический совет — подготовка и проведение

Педагогический совет — подготовка и проведение

 

1. Функции педагогического совета.

Современный педагогический совет является полифункциональным. В его функциях могут быть выделены такие группы:

Управленческие (административные) которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие.

Законодательные - выражаются в коллективных решениях принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником.

Совещательные - обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.

Диагностические - проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических обследований.

Планово-прогностические - обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.

Экспертно-контролируюиее - заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников, о выполнении учителями и учениками Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.

Корректирующие – внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.

Информационное направление - сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.

Обобщающе-аналитическое направление – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.

Развивающее направление – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.

Обучающее направление – это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Активизирующее направление - активизация усилий педагогического коллектива, методической службы, научно-методического совета и работы каждого преподавателя над своей методической темой.

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности, вырабатывает систему общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции педагогического совета выражаются:

в коммуникации – связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;

в координации и интеграции – объединении усилий всех субъектов воспитания, школы, семьи, общественных организаций;

в согласовании – установлении целесообразных связей, последовательности действий;

в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, социального обеспечения, увольнения и приема и т.д.)

2. Содержание педагогического совета.

Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:

  • управление развитием образования;
  • обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;
  • повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;
  • личностно-ориентированное общение.

Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы.

Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:

  • Модуль А: знания, умения, навыки учащихся
  • Модуль В: образовательные технологии.
  • Модуль С: урок
  • Модуль Д: воспитание.
  • Модуль Е: работа классного руководителя.
  • Модуль F: развитие школы.
  • МодульG: школьник.
  • Модуль H: учитель.
  • Модуль J: родители (семья, социум).

Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули Д,Е воспитание, Р- управление, а модули G ,H ,J включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту.

Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:

  • освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;
  • состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.);
  • обзор учебно-методического обеспечения;
  • рекомендации по затронутым проблемам.

Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.

3. Виды педагогических советов, их проведение. 

По методике подготовки и проведения педагогические советы бывают: традиционные , нетрадиционные.

Традиционные - доклад с обсуждением; доклад с содокладом; на основе работы проблемных групп; семинар - практикум.

Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело);

диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация.

Традиционный педсовет на основе создания проблемных групп.

Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.

1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография.

2-этап –этап подготовки ( творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме,

изучают документацию образовательного учреждения ,разрабатывают памятки, готовят объявление о предстоящем педсовете, разрабатывают проект решения и рекомендации.

Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается объявление о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме.

3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2.5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим:

  • уметь слушать и не прерывать оратора;
  • мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;
  • мысли и предложения нужно сформулировать четко и кратко;
  • чужое мнение нужно уважаться, но при этом высказывать и свое;
  • доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии и других наук;
  • вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому. принципиально, не допускать эмоциональных всплесков, помнить что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.

Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

Оотношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести:

  • авторитарный стиль, превращение педсовета в некий инструктаж;
  • поверхностное обсуждение поставленных проблем;
  • слабую связь теории с практикой, абстрактность докладов;
  • почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов;
  • низкая результативность.

Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов.

Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины.

Например мы проводили педсовет на тему: «Обучать или воспитывать». Предложили педагогам подумать над такими проблемами:

- В какой степени реформа музыкального образования затронула проблемы воспитания? Ваше мнение об этом?

- Ребенка надо принимать таким каков он есть. Согласны ли вы с этим мнением? Какова ваша позиция?

- Как вы думаете: плох ли традиционный урок? Если нет, то каковы его достоинства?

На этом педсовете были не только традиционные роли участников диспута, но были и «конформисты», «критики», «союзники». Докладчику пришлось активно защищать свою позицию.

Педсовет-диспут понравился: обсуждение проблемы было острым, активным. Скуки и равнодушия не было. В качестве рекомендаций были предложены законы диспута:

  • диспут – свободный обмен мнениями;
  • на диспуте все активны, в споре все равны.
  • каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен;
  • говори что думаешь, и думай что говоришь;
  • главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются;
  • имей мужество выслушать правду и не обидиться;
  • острое, меткое слово приветствуется;
  • перешептывания на месте, неуместные шутки запрещаются;
  • здесь нет наблюдающих! Каждый активный участник разговора.

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта.

Педагогический совет – защита инноваций.

Каждой группе участников педагогического совета дается задание – предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.

Группа выбирает исполнителей следующих ролей:

  • автор-новатор, носитель передовых идей, спикер группы;
  • оптимисты-защитники идеи, ее пропагандисты;
  • пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей;
  • реалисты-аналитики., способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы.

В зависимости от количества людей и обсуждаемых инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Педагогический совет-деловая игра.

Для проведения педагогического совета - деловой игры необходимы некоторые условия.

  1. Наличие проблемы и цели которую должен решить педагогический коллектив. В практике распространены такие обобщенные темы: разработка программ развития; защита идей передового, авторского опыта; освоение инновационных технологий; и др.
  2. Имитация реальной ситуации по ролям.
  3. Реальное наличие интересов, мнений участников. При проведении такого педсовета надо соблюдать правила игры. Стимулировать участников соревнованиями, экспертной оценкой личного и коллективного вклада, оценкой результата игровой деятельности.

Весь процесс можно разбить на шесть этапов:

1 этап - разработка игры, составление сценария;
2 этап - организационный: необходимо разъяснить участникам игры цели и смысл, ознакомить их с программой и правилами, распределить роли, поставить конкретные задачи.
3 этап - разыгрывание и поиск решений внутри каждой группы. Работа в группе может проходить в виде мозгового штурма, дискуссии, тренинга.
4 этап – межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита идей, проектов.
5 этап – подведение итогов: анализируются и обобщаются результаты, принимается общее коллективное решение.
6 этап – довольно сложен: надо перенести опыт мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество; сопровождается показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.) объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников.

Постоянный состав педагогического совета определен « Положением о педагогическом совете школы» и включает весь педагогический коллектив.

На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, родители, ученики.

Объединенный педагогический совет планируем провести совместно с коллективами школ искусств нашего района.

Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть: тактическим, стратегическим, стартовым, текущим, итоговым, четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.д..

Тактический педсовет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педсовет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педсовет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педсовет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен итогам работы за четверть. Полугодовой подводит итоги за полугодие.

Итоговый педсовет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы ( в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя развить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Итоговый педсовет может быть традиционным и нетрадиционным. Мы в своей школе приняли решение в конце года проводить итоговый нетрадиционный педсовет, на котором подводим итоги учебного года и говорим только о хорошем, все проблемные моменты оставляем для августовского педсовета. В этом году все преподаватели были награждены грамотами и памятными подарками – статуэтками богини Ники- символа дальнейших побед и достижений

Все педагогические советы, должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.

Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.