Проект Создание обучающего видеоконтента как средства развития 4К компетенций

Система работы учреждения образования по методическому сопровождению педагогов при подготовке высокомотивированных учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера

Система работы учреждения образования

по методическому сопровождению педагогов

при подготовке высокомотивированных учащихся

к республиканской олимпиаде по учебным предметам,

конкурсам исследовательского характера

(материалы из опыта работы)

 

Материалы подготовила:

Петухова Наталья Николаевна,

заместитель директора

 по учебной работе

 

МИНСК

2020

  1. Информациоанный блок

1.1. Актуальность

Проблема выявления, обучения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи на данном этапе является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования. Разработаны и действуют такие государственные программы, как «Одаренные дети» и «Молодежь Беларуси», созданы три специальных фонда Президента Республики Беларусь: по поддержке культуры и искусства; по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов; по поддержке одарённых учащихся. В течение уже многих лет одаренность учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, турнирах, ученических конференциях, что способствует повышению социального статуса знаний.    

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учёбе.

Поэтому проблема подготовки высокомотивированных учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера является одной из наиболее актуальных в работе учреждения образования. Эффективное решение данной проблемы невозможно без организации в учреждении образования системы работы  по методическому сопровождению педагогов в данном направлении.

1.2. Цель работы:

Презентовать систему работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата» по методическому сопровождению педагогов при подготовке высокомотивированных учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера.

1.3. Задачи:

  1. Определить составляющие организационно-методического обеспечения на разных этапах работы с высокомотивированными учащимися.
  2. Описать систему работы по методическому сопровождению педагогов при подготовке высокомотивированных учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера.
  3. Продемонстрировать взаимодействие государственного учреждения образования «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата» с учреждениями высшего образования.
  4. Определить проблемы и пути совершенствования работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера.
  5. Описание системы работы.

2.1 Для определения составляющих организационно-методического обеспечения на разных этапах работы с высокомотивированными учащимися необходимо учитывать 4 аспекта:

  1. Интеллектуально-творческое развитие личности, которое осуществляется через:
  • создание развивающей среды в учреждениях образования;

В государственном учреждении образования «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата» создано и функционирует научное общество учащихся (НОУ) «СОВА» на II и III ступени образования, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Работа в данном направлении начинается уже с I ступени образования, где функционирует научное общество «СОВЯТА» (Приложение 3).

Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора школы, курирующий методическую работу.

  • организацию проектной и исследовательской деятельности в учреждении образования;

Ежегодно в учреждении образования организованы декады науки, в которых принимают участие не только учащиеся II и III ступени образования, но и учащиеся I ступени в рамках подготовки к участию в городском фестивале исследовательских работ «Познание и творчество».

  • организацию и научно-методическое обеспечение объединений по интересам в соответствии с запросами обучающихся;

В учреждении образования в2020/2021 учебном году действуют объединения по интересам на бюджетной и внебюджетной основе интеллектуальной направленности: «Логика», «Русский с увлечением», «Увлекательный английский», «Практыкум па арфаграфіі і пунктуацыі», «Эрудит», и другие.

Организованы факультативные занятия для учащихся VIII-XI классов «Алгебра учит рассуждать», «Обобщающий факультативный курс по учебному предмету «Математика»», «Обобщающий факультативный курс по учебному предмету «Иностранный язык» (английский язык)», «Лексико-грамматический практикум» «Секреты синтаксиса и пунктуации», «Функциональная стилистика русского языка», «Ад БССР да РБ: выбар шляхоў развіцця», «Гісторыя Беларусі ў імёнах і падзеях» и другие.

В учреждении образования организовано изучение отдельных предметов на повышенном уровне на II ступени (математика, английский язык) и III ступени (математика, английский язык, история Беларуси) общего среднего образования.

  • включение максимального количества учащихся в различные интеллектуально-творческие состязания:

активное участие в интеллектуальных конкурсах по предметам, организованных МГДДиМ («Путешествие смекалистых», «Юный физик», «От века к веку», “GreatBritishQuiz”, интеллектуальный марафон «Крепкий орешек» и др.); интернет-олимпиадах по учебным предметам; конкурсах, организованных в рамках проведения предметных декад и пр.

  • внедрение современных образовательных моделей личностно-ориентированного обучения учащихся в образовательный процесс учреждения образования.

Использование педагогами компетентностно-ориентированных заданий, организацию личностно-ориентированного подхода при проведении учебных и факультативных занятий по предметам.

б) Выявление интеллектуально одарённых учащихся на разных этапах возрастного развития.

Выявление интеллектуально одарённых учащихся осуществляется путем организации и проведения психолого-педагогической диагностики педагогом-психологом учреждения образования.

Также выявлению данной категории учащихся способствует организация и проведение различных интеллектуально-творческих состязаний: ежегодные конкурсы «Лучший счетовод», «Король и Королева письма» для учащихся I-II классов, олимпиады по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык», «Математика» для учащихся III-IVклассов;

участие в районном и городском этапе предметной олимпиады для учащихся V-VIII  классов;

участие в районном и городском этапе республиканской предметной олимпиады для учащихся IX-XI классов;

ежегодное участие в республиканских конкурсах, организованных ОО «БА «Конкурс», с целью популяризация знаний среди молодежи, в первую очередь – среди школьников, в области точных, естественных и гуманитарных наук.

В школе создан банк данных высокомотивированных учащихся. Необходимо отметить, что работа по выявлению и сопровождению учащихся с высокой учебной мотивацией начинается уже с I ступени общего среднего образования. Четко прослеживается преемственность в данном направлении на протяжении всех периодов обучения учащихся в учреждении образования.

в) Поддержка одарённых учащихся.

Поддержка одарённых учащихся осуществляется через моральное стимулирование победителей интеллектуально творческих состязаний. В учреждении образования систематически проводятся линейки, на которых подводятся итоги и награждаются победители и участники конкурсов научно-исследовательского характера и олимпиад Дипломами, Грамотами, призами. Благодарственные письма адресуются законным представителям данной категории учащихся. Также в учреждении образования есть доска почёта «Наша гордость» и соответствующий раздел на странице школьного сайта https://sch182.minskedu.gov.by/ (Приложение 4).

г) Дальнейшее сопровождение обучения и развития высокомотивированных учащихся.

Работа по дальнейшему сопровождению высокомотивированных учащихся осуществляется путём:

 построения индивидуальной образовательной траектории, проведение стимулирующих занятий по учебным предметам, индивидуальных консультаций;

обеспечение специальной научно-методической литературой;

психолого-педагогическое сопровождение высокомотивированных учащихся (диагностические и треннинговые занятия с педагогом-психологом учреждения образования) (Приложение 8, 9,10).

В общем виде система работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 182 г.Минска имени Владимира Карвата» по интеллектуально творческому развитию личности учащихся может быть представлена в виде следующей схемы (Приложение 1).

При выявлении в учреждении образования учащихся с высокой учебной мотивацией важно выстраивать индивидуальную работу с каждым. Она включает в себя, прежде всего, тьюторское сопровождение обучения и развития личности, психолого-педагогическое сопровождение, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. В государственном учреждении образования «Средняя школа № 182 г.Минска имени Владимира Карвата» каждый высокомотивированный учащихся, который уже показал результативность участия в интеллектуальных конкурсах, сопровождается картой «Индивидуальный образовательный маршрут учащегося» (Приложение 5).

 Взаимосвязь учреждения общего среднего и высшего образования даст возможность совершенствовать работу в данном направлении. Учитывая этот факт, многие из высокомотивированных учащихся учреждения образования повышают уровень знаний по определенным учебным предметам на различных курсах иных учреждений образования и ВУЗов города Минска:

на базе ресурсного центра естественно-математической направленности ГУО «Средняя школа № 22г. Минска имени С.И.Грицевца»;

подготовительные курсы при Лицее БГУ «Вечерний Лицей»;

 объединение по интересам «Юный исследователь» для учащихся VIII-XI классов под руководством преподавателя кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторического факультета БГУ Кауна С.Б. по предмету «Гісторыя Беларусі»;

онлайн-занятия с использованием платформы ZOOM по учебному предмету биология в рамках сотрудничества на безвозмездной основе с директором «Центра этичного отношения к природе» Логиновской Л.М. организованы для учащихся VIII классов;

индивидуальные консультации для учащихся по подготовке к участию в конкурсах исследовательского характера преподавателями кафедры педагогики и методики преподавания английского языка  МГЛУ.

(Приложение 2)

2.2 Система работы по методическому сопровождению педагогов при подготовке высокомотивированных учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера.

На информационно-аналитическое и научно-методическое обеспечение организации работы по интеллектуально-творческому развитию личности, выявлению, поддержке и обучению высокомотивированных учащихся учреждения образования направлена деятельность школьных методических объединений:

  • учителей начальных классов;
  • учителей русского языка и литературы и белорусского языка и литературы;
  • учителей математики и информатики;
  • учителей физической культуры и здоровья;
  • классных руководителей.

Организовано участие учителей географии (Головко О.П.), физики (Дубинина М.В.), химии и биологии (Ильина Т.С.), обслуживающего (Девяткина З.Т.) и технического труда (Задушинский В.В.) в районных и межрайонных методических объединениях и мероприятиях на базе ресурсных центров естественно-математической и обществоведческой направленности, ресурсного центра информатизации (ГУО «Гимназия № 5 г. Минска имени Героев встречи на Эльбе») и на базе ресурсного центра гуманитарной направленности (ГУО «Гимназия № 7 г. Минска»), запланированы посещение мастер-класса «Проведение практических работ при подготовке к олимпиадам» на базе ресурсного центра естественно-математической направленности (ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска имени С.И.Грицевца», участие в семинаре «Работа с высокомотивированными учащимися по учебному предмету «Математика»» для учителей математики на базе ресурсного центра естественно-математической и обществоведческой направленности (ГУО «Гимназия № 5 г. Минска имени Героев встречи на Эльбе»).

Ежегодно на заседаниях методических объединений обязательным к рассмотрению является вопрос о подготовке высокомотивированных учащихся к участию в республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера. Педагоги выступают с материалами из опыта работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися в рамках обмена опытом.

Ведется целенаправленная работа по организации участия педагогов в научно-практических конференциях (Приложение 7). В текущем учебном году запланирована организация и проведение III научно-практической конференции «Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы» (с международным участием); участие педагогов в I-ой научно-практической конференции «Актуальные направления и перспективы педагогического образования» (с международным участием).

В государственном учреждении образования«Средняя школа № 182 г.Минска имени Владимира Карвата» ведется систематическая работа по организации и научно-методическому обеспечению через повышение квалификации педагогических работников по вопросам интеллектуально-творческого развития личности, выявлению, поддержке и обучению одарённых и высокомотивированных учащихся. Так, в сентябре 2020 года повышение квалификации  на базе МГИРО по теме: «Падрыхтоўка вучняў да алімпіяды па вучэбных прадметах «Беларуская мова і беларуская літаратура» прошла учитель белорусского языка и литературы Петкевич М.Л.

Организована работа по участию в городских творческих мастерских педагогов, преподающих на повышенном уровне учебные предметы математика (Запольская Т.П.), история (Кесель И.Д.), обществоведение (Кондратенко Ю.В.)

2.3 Взаимодействие государственного учреждения образования «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата» с учреждениями высшего и дополнительного образования.

Сегодня развитию партнерских взаимоотношений учреждений образования с ведущими учреждениями высшего образования в обеспечении преемственности в системе работы школа-вуз уделяется огромное внимание.

Педагоги учреждения образования посещают обучающие семинары по данной проблематике. Так, учителя математики Запольская Т.П. и Мисько А.С. систематически являются участниками семинара на базе «ЮНИ-ЦЕНТРА – XXI» Научно-исследовательского и методического центра преподавателей и учащихся ФПМИ БГУ и Института технологий и информатизации и управления БГУ, где имеют возможность познакомиться с современными научными, методическими и дидактическими разработками по различным разделам школьной и внешкольной математики, их использованию в работе кружков, факультативов.

На договорной основе налажена работа по оказанию консультативной помощи педагогам учреждения образования в подготовке высокомотивированных учащихся к участию в республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера преподавателями высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования:

кафедрой педагогики и методики преподавания английского языка МГЛУ,

кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории исторического факультета БГУ,

Центром этичного отношения к природе.

Представленная система работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата» несомненно приносит определенные результаты.(Приложение 6)

  1. Проблемы и пути совершенствования работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера.

Однако, результативность участия учащихся учреждения образования в республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера является недостаточной.

 Существует ряд проблем, на которые хотелось бы обратить внимание. Например, такие как:

некоторая разобщенность усилий педагогов, психолога и других специалистов в работе с высокомотивированными учащимися;

недостаточная материально-техническая база в учреждении образования для проведения лабораторных работ по учебным предметам «Биология», «Химия»;

маловекторность системы взаимодействия государственного учреждения образования «Средняя школа №182 г. Минска имени Владимира Карвата» и ВУЗов.

Ввиду обозначенных проблем, считаем необходимым определить следующие пути совершенствования системы работы учреждения образования по методическому сопровождению педагогов при подготовке высокомотивированных учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера:

  1. Разработать стратегию для систематизации деятельности педагогов, психолога и других специалистов в работе с высокомотивированными учащимися;
  2. Запланировать обновление материально-технической базы в учреждении образования для проведения лабораторных работ по учебным предметам «Биология», «Химия»;
  3. Расширить взаимодействие с ВУЗами по подготовке учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера на договорной и безвозмездной основе.
  4. Организовать посещение курсов повышения квалификации и постоянно действующих семинаров каждым учителем-предметником по вопросам подготовки высокомотивированных учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам.
  5. Создать банк компетентностно-ориентированных заданий для высокомотивированных учащихся по всем предметам; разместить данные материалы на сайте учреждения образования.

 

Литература

Шакура, С.Д. Организационно-методическое обеспечение работы с интеллектуально одарёнными учащимися /Выступление на семинаре в РИВШ. – Минск: 2015.

 

 

 

 

 

 

 

АПІСАННЕ ВОПЫТУ ПЕДАГАГІЧНАЙ ДЗЕЙНАСЦІ “Выкарыстанне легаканструявання для фарміравання ўніверсальных вучэбных дзеянняў вучняў пачатковых класаў на вучэбных занятках па беларускай мове” учителя начальной школы Петуховой Н.Н.

АПІСАННЕ ВОПЫТУ ПЕДАГАГІЧНАЙ ДЗЕЙНАСЦІ

“Выкарыстанне легаканструявання

для фарміравання ўніверсальных вучэбных дзеянняў

вучняў пачатковых класаў

на вучэбных занятках па беларускай мове”

 

Петухова Наталля Мікалаеўна,

настаўнік пачатковых класаў

8 (029) 792-39-66;

e-mail: natalja_petuhova@lenta.ru

Мінск, 2020

 

 

  1. Інфармацыйны блок
    • Назва вопыту

“Выкарыстанне легаканструяваннядля фарміравання ўніверсальных вучэбных дзеянняў вучняў пачатковых класаў на вучэбных занятках па беларускай мове”

1.2.   Актуальнасць вопыту

Праблема  засваення зместу праграмнага матэрыялу  набыла сёння   асаблівую актуальнасць.  Адной з галоўных задач  сучаснай школы  з’яўляецца   стварэнне развіваючага асяроддзя,  асобасна-арыентаванай накіраванасці адукацыі, яе дзейсна-практычнай  складаючай, захоўваючы пры гэтым  традыцыйную фундаментальнасць і ўніверсальнасць.

Метадалагічнай асновай адукацыйнага  стандарту  пачатковай адукацыі (паст. МАРБ ад 26.12.2018 № 125)з’яўляецца кампетэнтнастны падыход як “сукупнасцьпоглядаў іспосабаў праектаванняі арганізацыі адукацыйнага працэсу, якія  характарызуюцца накіраванасцю на фарміраваннекампетэнцый,неабходныхда працягу адукацыі на IIступені агульнай сярэдняй адукацыі, універсальныхвучэбныхдзеянняў(далейУВД)…”[1,с.7]

Асаблівасцю кампетэнтнаснага падыходу з’яўляецца метапрадметнасць – устаноўка на фарміраванне ў вучняў універсальных (агульнавучэбных) уменняў, галоўнымі з якіх з’яўляюцца ўменні мэтамеркавання, планавання, кантролю, ацэнкі (рэглятыўныя)[2,с.4].

У цэнтры навучальнай дзейнасці знаходзіцца асоба вучня: яго развіццё, задавальненне адукацыйных запатрабаванняў, інтарэсаў, накіраванасць на фарміраванне пазнавальных УВД[2,с.8].

Развіццё і ўдасканаленне моўнай адукацыі малодшых школьнікаў у школах Беларусі звязана з пошукам і рэалізацыяй перспектыўных ідэй фарміравання асобы ва ўмовах пераўтварэнняў у грамадстве. Засваенне беларускай мовы на I ступені агульнай сярэдняй адукацыі закладвае трывалы фундамент моўнай падрыхтоўкі вучняў, які неабходны для працягу навучання. Галоўная мэта  навучання беларускай мове – авалоданне вучнямі функцыянальнымі сродкамі беларускай мовы для эфектыўнага іх выкарыстання ў розных сітуацыях моўных зносін (камунікатыўных УВД)[2,с.3].У той жа час  беларуская мова як вучэбны прадмет   з’яўляецца адным з самых цяжкіх для засваення на I ступені агульнай сярэдняй адукацыі ва ўмовах сучаснага білінгвізму. Для большасці вучняў нашай краіны мовай, якую яны чуюць упершыню, з’яўляецца руская. Сапраўднае беларускамоўнае асяроддзе для іх звычайна адсутнічае. Існуе такая сітуацыя, калі родная мова не з’яўляецца мовай дзіцячага мыслення.

Па гэтай прычыне ў  малодшых школьнікаў  назіраецца зніжэнне цікавасці да дадзенага  прадмета, з’яўляецца інтэлектуальная пасіўнасць.

Такім чынам, узнікае неабходнасць«прабудзіць у дзіцяці жаданне вучыцца», навучыць яго вучыцца, больш за тое, вучыцца самастойна. Гэтыя аксіёмы ляжаць у асновеновага Стандарта,для рэалізацыі якога прагрэсіўныя настаўнікі павінны абапірацца на новыя тэхналогіі і сродкі навучання, выкарыстоўваць іх  на вучэбных занятках, у тым ліку і  па беларускай мове. Адным з такіх сродкаў з’яўляецца легаканструяванне. Выкарыстанне канструктара LEGO дазваляе зрабіць працэс навучання беларускай мове больш  цікавым і прадуктыўным.

1.3. Мэта вопыту

Фарміраванне  ўніверсальных вучэбных дзеянняў  вучняў пачатковых класаў на вучэбных занятках па беларускай мове праз выкарыстанне легаканструявання.

1.4. Задачы вопыту

  1. Прааналізаваць псіхолага-педагагічную літаратуру па тэме фарміравання ўніверсальных вучэбных дзеянняў малодшых школьнікаў.
  2. Распрацаваць спосабы для актыўнагавыкарыстання канструктара LEGO як метадычнага рэсурса, які будзе садзейнічаць фарміраванню ўніверсальных вучэбных дзеянняў вучняў пачатковых класаў на вучэбных занятках па беларускай мове.

3.Паказаць эфектыўнасць выкарыстання легаканструявання для фарміравання ўніверсальных вучэбных дзеянняў вучняў пачатковых класаў на вучэбных занятках па беларускай мове.

1.5 Працягласць працы над вопытам

Легаканструяванне на вучэбных занятках  выкарыстоўваю з 2013 года.

2.Апісанне сутнасці вопыту.

2.1 Навукова-метадычнае абаснаванне

Новы   Стандарт адукацыі прадугледжвае прынцыпіяльна новыя патрабаванні да вынікаў засваення адукацыйнай праграмы пачатковай адукацыі, у прыватнасці, да асабістых і метапрадметных, якія ўключаюць засваенне вучнямі ўніверсальных вучэбных дзеянняў[1,с.3].

Псіхолаг А.Г.Асмолаў пад ўніверсальнымі вучэбнымі дзеянняміразумее:

  • з аднаго боку, – уменне вучыцца, здольнасць суб’екта да самаразвіццяі самаўдасканалення шляхам свядомага і актыўнага прысваення сацыяльнага вопыту,
  • з другога боку, –сукупнасць спосабаў дзеянняў вучняў (а таксама звязаныхз імі навыкаў вучэбнай працы), якія забаспечваюць яго здольнасць да самастойнага засваення новых ведаў і ўменняў, уключаючы арганізацыю гэтага працэсу [3, с.27].

А.Г.Асмолаў вызначае наступную структуру УВД[3, с.28]:

Асобасныя УВД (самавызначэнне, маральна-эстэтычнае ацэньванне). Яны дазваляюць зрабіць вучэнне асэнсаваным, звязаць гэты працэс з рэальнымі жыццёвымі сітуацыямі, выпрацаваць сваю жыццевую пазіцыю ў адносінах свету.

Рэгулятыўныя УВД (мэтавызначэнне, планаванне, прагназаванне, кантроль, карэкцыя, ацэнка, самарэгуляцыя). Янызабяспечваюць магчымасць кіравання пазнавальнай і вучэбнай дзейнасцю з дапамогай пастаноўкі мэт, планавання, кантролю, карэкцыі сваіх дзеянняў, ацэнкі паспяховасці засваення матэрыялу.

Пазнавальныя УВД(агульнавучэбныя ўніверсальныя дзеянні, лагічныя ўніверсальныя дзеянні, пастаноўка і рашэнне праблемы). Яны ўключаюць дзеянні даследавання, пошуку, адбору і стуктуравання неабходнай інфармацыі, мадэліраванне вывучаемага матэрыялу, засваенне зместу.

Камунікатыўныя УВД (планаванне вучэбнага супрацоўніцтва, пастаноўка пытанняў, кантроль, карэкцыя).Яны забяспечваюць магчымасць супрацоўніцтва: уменне чуць і разумець партнёра, планаваць і зладжана выконваць сумесную дзейнасць, размяркоўваць ролі, узаемна кантраляваць адзін аднаго, правільна выражаць свае думкі, аказваць узаемную дапамогу адзін аднаму і эфектыўна супрацоўнічаць як з настаўнікам, так і з аднагодкамі.

З усяго сказанага зрабіла вывад: неабходна будаваць вучэбны працэс не толькі як працэс засваення сістэмы ведаў, уменняў, але і метапрадметных кампетэнцый, якіяўключаюць заваенне вучнямі ўніверсальных вучэбных дзеянняў і складаюцьінструментальную асновувучэбнай дзейнасці. Разгледзім працэс фарміравання дадзенага інструментарыя на прыкладзе вучэбнага прадмета “Беларуская мова”.

 

Описание педагогического опыта учителя начальных классов Картинник И.А.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

“Использование легоконструирования

для формирования универсальных учебных действий

учащихся начальных классов

на уче6ных занятиях по математике”

 

Картинник Инна Алексеевна,

Учитель начальных классов

8 (029) 627-55-12

e-mail: kartinnikinna@gmail.com

 

Минск-2021

 

1

  1. Информационный блок
  • Название опыта

      “Использование легоконструирования для формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов на уче6ных занятиях по математике”

  • Актуальность опыта

         Современное общество требует от человека способности постоянно учиться и переучиваться в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностей общества, готового к самостоятельности, действиям и оперативному принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить её и применить в конкретной ситуации для достижения желаемого результата. Вот почему приоритетным является умение учащихся самостоятельно находить и усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

        Методологической основой образовательного стандарта начального образования (пост. МОРБ от 26.12.2018 № 125) является компетентностный подход как  “совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, которые характеризуются направленностью на формирование компетенций, направленных на подготовку к продолжению образования на II ступени общего среднего образования, универсальных учебных действий. (далее УУД)…” [1, c.7]

        Особенностью компетентностного подхода является метапредметноcть . Метапредметные результаты освоения содержания образовательной программы начального образования отражают готовность учащегося  к познавательной деятельности, освоению УУД и межпредметных понятий…

[1, c.20]

        На учебных занятиях по математике в начальной школе у учащихся формируются умения находить в тексте информацию, анализировать и исправлять текст, находить лишние данные, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; самостоятельно организовывать  речевую деятельность в устной и письменной форме; использовать средства языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражения, монологические высказываения разного типа,т.е.

2

коммуникативные УУД; высказывать предположения, составлять план рассуждения, выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор, выявлять известное и неизвестное, моделировать различные отношения между объектами, применять таблицы, схемы, модели для получения информации (познавательные УУД); воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к предмету, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии ( личностные УУД); планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение (регулятивные УУД).

        Однако, изучение математики - всегда вызов для педагога начальной школы. Ведь дети в этом возрасте не способны подолгу удерживать в голове абстрактные понятия.

         Таким образом, возникает необходимость «пробудить в ребёнке желание учиться», научить его учиться, более того, учиться самостоятельно.

 Эти аксиомы лежат в основе нового стандарта, для реализации которого прогрессивные учителя должны опираться на новые технологии и средства обучения, использовать их на учебных занятиях, в том числе математике.

          Одним из таких средств является легоконструирование. Использование конструктора лего позволяет сделать процесс обучения математике интереснее и продуктивнее. Развитие компетенций становится практико-ориентированным.

 

  • Цель опыта

         Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов на учебных занятиях по математике посредством использования легоконструирования.

  • Задачи опыта
  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме формирования универсальных учебных действий младших школьников.
  2. Разработать способы для активного использования конструктора LEGO

3

  1. как методического ресурса, который будет способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся начальных классов на учебных занятиях по математике.
  2. Показать эффективность использования легоконструирования для формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов на учебных занятиях по математике.
  • Продолжительность работы над опытом

Легоконструирование на учебных занятиях использую с 2015 года.

  1. Описание опыта

2.1. Теоретические основания опыта

        Новый Стандарт образования предусматривает принципиально новые требования к результатам усвоения общеобразовательной программы начального образования, в частности, к личностным и метапредметным, которые включают освоение учащимися универсальных учебных действий [1, c.3]

         Психолог А.Г.Асмолов под универсальными учебными действиями понимает

  • с одной стороны, - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта,
  • с другой стороны, - совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. [3, c.27].

        А.Г.Асмолов предлагает следующую структуру УУД [3, c.28]:

Личностные УУД (самоопределение, самообразование, нравственно-этическая ориентация). Они позволяют сделать обучение осмысленным, связать этот процесс с реальными жизненными ситуациями, выработать свою жизненную позицию в отношении к окружающему миру.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью с помощью постановки целей, планирования, коррекции своих знаний,

4

оценки успешности усвоения материала.

Познавательные УУД (общеучебные и логические универсальные действия, а также постановка и решение проблемы). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структуирования необходимой информации, моделирование изучаемого материала, усвоение содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, коррекция). Они обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать и понимать партнёра, планировать и слажено выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать дркг друга, правильно выражать свои мысли, оказывать взаимопомощь один одному и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с ровесниками.

        Из выше сказанного следует вывод: необходимо строить учебный процесс не только как процесс усвоения системы знаний и умений, но и метапредметных компетенций, которые включают освоение учащимися универсальных учебных действий и составляют инструментальную основу учебной деятельности.

        Рассмотрим процесс формирования данного инструментария па примере учебного предмета “Математика”.

2.2. Описание технологии опыта

        В основе представленного мною опыта лежит идея о возможном использовании легоконструирования для формирования УУД учащихся начальной школы на учебных занятиях по математике.

Как же использовать конструктор LEGO для формирования УУД?

        Работу с использованием конструктора LEGO на учебных занятиях по математике можно начинать с курса “Введение в школьную жизнь”.

        Одной из задач данного курса являетя освоение основных форм взаимодействия с учителем и сверстниками, развитие навыков общения. [5, с.9]

        5

При формировании коммуникативных УУД предлагаю учащимся такие виды заданий, как  “Составь задание однокласснику”, “Оцени работу товарища” с использованием конструктора LEGO.  Например, при фомировании умения писать графические диктанты, учащимся предлагаю задание в группах. Один ученик выбирает цвет конструктора, составляет                                                                                     дорожку из кубиков LEGO и диктует её остальным участникам группы. Затем “учитель” группы предлагает учащимся сверить результат их работы со своим. При этом учащиеся обсуждают ошибки, помогают друг другу преодолеть трудности. (Приложение 2)

        При организации работы в парах оценить работу товарища учащимся предлагаю  с помощью LEGO конструктора. Условно обозначив цветом ,,без ошибок” (жёлтым) и ,,были ошибки” (красным), предлагаю или поднять цветной столбик, или выложить деталь нужного цвета на плато. (Приложение 2)

        Аналогичным образом организую работу во 2-4 классах. Например, при составлении схем к задачам, при изучении разрядного состава двузначных чисел и др.

        Комуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; учавствовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ровесниками и взрослыми.

        Работу по формированию познавательных УУД с помощью конструктора LEGO начинаю в первый учебный день. На этапе закрепления способа изображения предметов на схеме предлагаю учащимся составить схему своего класса. При этом сначала проговариваем цвета для обозначения ориентиров: доска, окна, входная дверь. Обозначаем на плато. Затем учащиеся самостоятельно размещают на схеме все остальные предметы с учётом правильной ориентации в пространстве. Выполненная работа проверяется по образцу учителя. Учащиеся учатся самостоятельно создавать поиск решения данной проблемы, сопоставлять схемы между собой (Приложение 3)

          Далее на протяжении курса “Введение в школьную жизнь” организую работу с конструктором LEGO для закрепления  понятий “право”, “лево”, “верх”, “низ”, развития  зрительно-пространственного восприятия (выложить узор из кубиковLEGO по образцу), закрепления понятий “правый верхний угол”, “правый нижний угол”, “левый верхний угол”, “левый нижний угол”, “центр плато”, освоение пространственных отношений “под”, “над”, “рядом справа”, “рядом слева”, освоение соотнесения понятий “целое”-“часть”, тренировки зрительной памяти, моделирования количественных отношений и др. (Приложение 2,3,4)

        Работа по формированию познавательных УУД с помощью конструктора LEGO продолжается на учебных занятиях по математике в 1 классе при изучении состава чисел. Учащиеся с помощью кубиков LEGO могут самостоятельно моделировать состав чисел  от 4 до 10. В ходе этой работы многие учащиеся быстро усваивают смысл переместительного свойства сложения. (Приложение 5)

        С помощью легоконструирования учащиеся быстро усваивают образование чисел от 11 до 20,  десятичный состав двузначных чисел в пределах 20, что помогает учащимся самостоятельно строить рассуждения при  изучении аналогичных тем во 2-4 классах. (Приложение 6)

        В первом классе обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами: точка, прямая, отрезок. Легоконструирование даёт возможность детям самостоятельно прийти к выводу.что прямая – это множество точек, которые лежат на одной линии. А также сформулировать отличие отрезка от  прямой. (Приложение 7)

       Во втором классе посредством легоконструирования учащиеся быстрее усваивают приёмы устного сложения и вычитания двузначных чисел, алгоритм письменного сложения сложения и вычитания двузначных чисел, составляют таблицу умножения чисел 2 и 3 и др. (Приложение 8)

        В третьем классе легоконструирование помогает учащимся понять понятие “площадь”,  отличие между способами нахождения периметра и площади, получение “доли”, сравнение долей, самостоятельно строить рассуждения в ходе письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел и др.(Приложение 9)

        В четвёртом классе, обозначив цветом классы многозначных чисел, организую работу при изучении состава многозначных чисел по классам, а также применяю конструктор ЛЕГО при знакомстве с диаграммами и их

7

использовании для решения задач и др.(Приложение 10)

        Решение различных текстовых задач максимально способствует развитию УУД на уроках математики. А с использованием конструктоора LEGO этот процесс становится более осмысленным. В ходе решения  задач легоконструирование, как средство более наглядной интерпретации условия, помогает учащимся найти решение задачи. (Приложение 10,11)

        На учебных занятиях по  математике в 1 – 4 классах конструктор LEGO использую также  в качестве сигнальных карточек.(Приложение 12)

        Таким образом, работа с конструктором LEGO в вышеперечисленных аспектах позволяет мне проводить систематическую и целенаправленную работу по формированию познавательных УУД.

        Применение легоконструирования на учебных занятиях по математике на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе позволяет организовать работу по формированию у учащихся регулятивных УУД, необходимых для успешной учебной деятельности на следующей ступени обучения.

        Рассмотрим пример использования конструктора для работы по формированию целеполагания на основе соотнесения того, что уже знакомо и усвоено учащимися, и того, про что надо узнать.

        На экране демонстрирую таблицу. На этапе целеполагания учащиеся зелёным цветом обозначают слева на плато понятия, которые уже известны, а красным, которые не известны.

Тема. Вычисление площади прямоугольника

Что я знаю, чего не знаю

Сначала

Потом

1.     Знаю понятие “площадь”

 

 

2.     Знаю, как вычислить площадь фигур с помощью палетки

 

 

3.     Умею сравнивать площади фигур с помощью палетки

 

 

4.     Знаю единицы измерения площади см2, дм2,м2

 

 

5.     Знаю обозначение площади

 

 

6.     Умею вычислять площадь прямоугольника

 

 

8

        Таким образом, дети точно видят, какие учебные задачи стоят перед ними на данном уроке, могут их сформулировать, построить план работы по решению конкретных учебных задач.

        Данный вид работы позволяет соотнести поставленные задачи с конкретным результатом. В конце учебного занятия на этапе рефлексии мы с учащимися снова возвращаемся к данной таблице. Справа на плато размещаем цветные детали LEGO: знаю – “зелёный”, “не знаю” – красный. Дети самостоятельно делают вывод: усвоен ли материал урока, определяют, над каким вопросом надо ещё поработать.

        В 1-2 классах на этапе безотметочного обучения при помощи конструктора LEGO организую работу по прогнозированию результата и уровню усвоения материала (прогностическая самооценка). Для этого в начале учебного занятия предлагаю учащимся с поиощью цвета показать, как они настроены работать на уроке, на какой результат нацелены.

 

 

      -уверен, что пойму материал урока

 

 -думаю, что буду работать старательно, но по теме урока                                                                                      останутся вопросы

      -ничего не пойму

 

 

 

 

 

        В конце учебного занятия аналогичным образом проводим рефлексию.

 

 

      -понял тему урока, материал не вызвал затруднений

 

      -остались непонятые вопросы по теме урока

 

      -материал урока не понял

 

 

 

 

 

        Использование легоконструирования позволяет организовать работу по осуществлению контроля в форме соотнесения способов действия и его результата с данным образцом с целью определения отличий от эталона.

       Например, в ходе математического диктанта учащиеся выкладывают дорожку из кубиков LEGO, цвета которой соответствуют числам.

9

(Приложение 2). Учащиеся поднимают плато и демонстрируют результат учителю, который сразу видит, кто из учащихся сделал ошибку. Дети организуют самопроверку . Учащиеся соотносят свой ответ с образцом, представленным на доске. Осуществляется непосредственная коррекция. Самостоятельно или с помощью учителя учащиеся исправляют ошибки (вспоминают правила). Дети проводят самооценку (поднимая столбик LEGO нужного цвета) :

 

 

 

    -выполнил задание без ошибок

 

    -допустил ошибку, но исправил её сам

 

    -допустил ошибку, исправил при помощи учителя

 

 

 

 

 

        Аналогично организую работу по осуществлению взаимопроверки.

        Таким образом, на учебных занятиях по математике формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, усвоение правил, моделирование.

        Аналогично проводится работа по формированию УУД на других учебных занятиях на 1 ступени общего среднего образования, что позволяет способствовать формированию метапредметных компетенций, как того требует “Образовательный стандарт начального образования”.

3.Эксериментальная часть.

        В ходе работы над данной темой я отслеживаю результаты сформированности УУД.

         Особенностью формирования УУД является то, что они формируются у учащихся в процессе усвоения содержания учебной программы, но только при условии целенаправленных усилий педагога [4, с.15].

         Поэтому одним из показателей сформированности познавательных УУД на учебных занятиях по математике можем считать уровень усвоения содержания програмного материала. Проанализируем рост результатов учебной деятельности учащихся, которые работали с использованием легоконструирования, с  1 по 4 класс.

     (Приложение 13)                              

10

        Результаты диаграмм (Таблица 1) позволяют сделать вывод о стабильно положительной динамике уровня сформированности УУД у младших школьников на учебных занятиях по математике.

        Об успешности опыта свидетельствуют и результаты методики “Карта наблюдений” (Приложение 13), предложенной для анализа степени развития коммуникативных УУД педагогом. Вывод: на момент окончания обучения на 1 ступени общего среднего образования 75,5% учащихся 4 класса имеют высокий и 24,5% средний уровень развития коммуникативных УУД.                Учащиеся владеют правилами работы в группе, умеют выбирать средства языка для осуществления коммуникации, способны участвовать в продуктивном диалоге, строить монологические высказывания разного типа, осуществлять речевую деятельность для выполнения учебных, познавательных, практических и коммуникативных задач, как того требует Стандарт.

        Динамику развития регулятивных УУД отслеживала методом наблюдения. На момент окончания обучения на 1 ступени общего среднего образования получила результат: большая часть учащихся класса способны управлять познавательной и учебной деятельностью при помощи постановки целей, умеют планировать, осуществлять контроль и коррекцию своих действий, а также давать оценку успешности усвоения материала согласно возрастным особенностям. В результате все эти аспекты способствуют формированию личностных УУД, позволяют сделать обучение осмысленным, связать этот процесс с реальными жизненными ситуациями , выработать свою жизненную позицию.

Заключение

Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод: использование легоконструирования на учебных занятиях по математике будет действительно способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся начальных классов. Цветовое решение конструктора ЛЕГО позволяет мне не ограничиваться только учебными занятиями по математике, а использовать легоконструирование аналогичным образом и на других учебных занятиях, учитывая метапредметную направленность современного образовательного процесса.

11

       Благодаря своей многофункциональности, легоконструирование даёт широкий спектр возможностей для применения и, кроме усвоения знаний, способствует развитию мелкой моторики, мышления, языка, интеллектуальных и творческих способностей, формированию положительной мотивации к учебному процессу, учит работать в коллективе с интересом и воодушевлением. При этом дети погружаются в знакомую игровую ситуацию, что, в конечном итоге, повышает качество образовательного процесса на 1 ступени общего среднего образования.

        Материалы опыта были мною представлены на заседаниях школьных методических объединений, проведены мастер-классы для учителей начальных классов и заместителей директоров школ и гимназий Партизанского района города Минска.

Литература

  1. Образовательный стандарт начального образования (пост. МОРБ от 26.12.2018 №125)
  2. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.-Минск,2017
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская.-М.,2008
  4. Антипова М.Б. Дидактические материалы по формированию личностной и метапредметной компетенции учащихся во внеурочной деятельности и в процессе обучения учебному предмету “Русский язык” / М.Б.Антипова//Пачатковае навучанне: сям`я, дзiцячы сад, школа.- 2019.- № 12.- с.15
  5. Тиринова О.И. Введение в школьную жизнь: учеб.-метод. Пособие для учителей учреждений общ. Сред. Образования с белорус. и рус. языком обучения / О.И.Тиринова. – Минск: Нац. Ин-т образования,2011.- с.9

 

Описание опыта педагогической деятельности учителя английского языка Зубчик Н.А.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСЛОВНО-РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ  УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ»

 

 

 

Зубчик Наталья Анатольевна,

учитель английского языка

8(029)8694864

e-mail: nataliur-5@mail.ru

 

 

 

2021

  1. Информационный блок

1.1. Тема опыта

Использование условно-речевых упражнений как средства формирования речевых грамматических навыков у учащихся 5-7 классов.

1.2. Актуальность опыта

Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков с учетом условий функционирования грамматических структур в речит.е. готовит учащихся к использованию речевых грамматических навыков в реальной жизни.

Однако речевые навыки очень специфичны. Без учета их специфики подлинного успеха в овладении ими ожидать не приходится, потому что средства, которые мы используем в учебном процессе (упражнения), должны быть адекватны цели, т.е. способны обеспечить её достижение. [6, с. 322]

Для формирования речевых грамматических навыков используются условно-речевые упражнения. Они речевые, ибо таковы по характеру; они условны, ибо такова их организация. [6, с. 373]

Имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные условно-речевые упражнения дают возможность автоматизировать практически любое грамматическое явление.  [6, с. 390]

Два года назад во время декады английского языка я провела тестирование учащихся 6 класса по грамматической теме “Present Perfect” (Приложение 1). Результаты тестирования были средними (Приложение 2). Это заставило меня задуматься над системой работы над грамматическим материалом вообще, и над “Present Perfect”, в частности.

Для меня тема обучения продуктивной грамматике актуальна, потому что усвоение и использование грамматических структур в речи, как в устной, так и в письменной, вызывает определенные трудности, которые  обусловлены различием грамматического строя родного и иностранного языка. Ситуация усугубляется грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Строгий учет этих трудностей и правильный подбор упражнений поможет более рационально строить учебный процесс и выбирать более эффективные методы обучения.

В связи с этим использование имитативных, подстановочных, трансформационных и репродуктивных условно-речевых упражнений представляется целесообразным для формирования речевых грамматических навыков.

1.3. Цель опыта

Формирование речевых грамматических навыков у учащихся 5-7 классов посредством условно-речевых упражнений

1.4. Задачи опыта

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.Проанализировать сущность и особенности понятия “речевых грамматических навыков” и способы их формирования.

  1. Разработать комплекс условно-речевых упражнений, которые целесообразно использовать при формировании речевых грамматических навыков в 5-7 классах.
  2. Проанализировать результативность опыта.

 

1.5. Длительность работы над опытом

Вся работа над опытом, которая началась в 2017/2018 учебном году, была построена поэтапно:

1) подготовительный этап (проблемный анализ профессиональной деятельности, изучение ситуации по выбранной проблеме, изучение соответствующей нормативной документации и научно-методической литературы, определение цели и задач работы над темой, составление плана работы, создание базы условно-речевых упражнений);

2) этап практической реализации (формирование методического комплекса упражнений и разработка учебных занятий, проведение учебных и факультативных занятий по теме опыта, отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов, анализ их результативности и эффективности использования на различных этапах работы над программным материалом в 5-7 классах).

3) этап обобщения опыта (подведение итогов, оформление результатов работы по теме, проведение серии открытых уроков,  представление опыта на заседании МО школы).