План работы

учебно-методического объединения

учителей истории и обществоведения

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 182 г. Минска

имени Владимира Карвата»

на 2024/2025 учебный год

 

Методическая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов “Всемирная история“,  „История Беларуси“ и “Обществоведение”».

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности  учителей  истории и обществоведения как условие обеспечения качества образовательного процесса по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» и «Обществоведение»».

Задачи:

обсудить основные направления деятельности, связанные с коррекцией и регулированием образовательного процесса по учебному предмету «История Беларуси» с учетом результатов РКР, выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования; централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования; рассмотреть приемы выявления затруднений учащихся при изучении учебного предмета и коррекции знаний; методические приемы формирования у учащихся мотивации к изучению учебного предмета;

способствовать развитию 4К-компетенций педагогических работников  (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) для организации работы по формированию функциональной грамотности учащихся средствами  учебных предметов “Всемирная история“,  „История Беларуси“ и “Обществоведение”»;

определить эффективные приемы и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре, ценностных ориентаций и приоритетов в процессе историко-обществоведческого образования; формирование личности учащегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей информационно-образовательной, социокультурной, культурно-исторической среды;

обсудить организационно-методические аспекты реализации воспитательного и развивающего потенциала учебных предметов “Всемирная история“,  „История Беларуси“ и “Обществоведение”», ознакомить с эффективным опытом использования активных методов и форм обучения на уроках истории и обществоведения для повышения интеллектуального уровня учащихся;

содействовать творческой самореализации педагогов, повышению уровня их профессионального мастерства.

 

Содержание и формы работы

Обсуждаемые вопросы

Срок выполнения

Ответствен-ные

1.     Тематика заседаний УМО

1.5

Заседание № 1

Круглый стол

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся как дидактически эффективное средство формирования их функциональной грамотности

1.Теоретические и научно-методические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся при организации их самостоятельной познавательной деятельности.

2. Использование рекомендаций «Об актуальных вопросах преподавания учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования» при организации работы по формированию функциональной грамотности на факультативных занятиях».

3. О работе с высокомотивированными учащимися при подготовке к республиканской олимпиаде и конкурсу исследовательских работ по учебному предмету «История»

Октябрь

2024

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

 

1.1.

Заседание №2

Семинар-практикум

Здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как фактор повышения качества образования

 

1.Проектирование современного урока по учебному предмету «История Беларуси в контексте всемирной истории» с использованием практико-ориентированных заданий по формированию функциональной грамотности учащихся.

2.Формирование функциональной грамотности учащихся в области здоровьесбережения средствами проектной деятельности.

З.Использование здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как фактор повышения качества образования.

4. Обсуждение и участие в работе секций  научно-практической конференции «Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы.»

Декабрь

2024

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

 

1.2.

Заседание № 3

Диалоговая площадка

Интеграция элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений нации в образовательный процесс по учебному предмету

1.Воспитательный потенциал экскурсий при проведении учебных занятий по истории и обществоведению.

2. Использование музейной педагогики, интерактивных дидактических материалов по изучению памятных мест Великой Отечественной войны.

3.Использование информации о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

4.Интеграция элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений нации в образовательный процесс по учебному предмету  «Обществоведения».

5.Представление докладов в рамках работы секций научно-практической конференции «Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы.»

 

 

 

Март

2025

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

 

1.3.

Заседание №4

Круглый стол

Итоги работы УМО учителей истории и обществоведения в 2024/2025 учебном году, проблемы и перспективы на 2025/2026 учебный год

Анализ качества работы  УМО  за 2024/2025 учебный год.

Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год.

Диагностика эффективности работы УМО учителей истории и обществоведения.

Май

2025

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

 

1.4.

Заседание № 5

Нормативное правовое обеспечение образовтельного процесса в 2025/2026 учебном году

 

1.Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по истории в 2025/2026 учебном году: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования;

правила безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

особенности изучения интегрированного курса «История Беларуси в контексте всемирной истории» в XI классе;

2. Анализ результатов республиканской контрольной работы по учебному предмету «История Беларуси» в XI классе, выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

Август

2025

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

 

2.     Разработка методической продукции по результатам заседаний УМО с целью методического сопровождения

2.1

Формирование электронной папки «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «История Беларуси в контексте всемирной истории, Всемирная история и История Беларуси, Обществоведение в 2024/2025 учебном году»

Электронная папка

«Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса

по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведение»

 в 2024/2025 учебном году»

Сентябрь, 2024

Радченков А.В.

председатель УМО

2.2.

Оформление стенда и папок «Готовимся к экзаменам»

Обновление материалов стенда

Октябрь, 2024

Радченков А.В.

председатель УМО

2.3.

Подбор и составление электронного сборника дидактических материалов по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по „История Беларуси в контексте всемирной истории“, „Всемирная история“ и „История Беларуси“, «Обществоведение», направленных на формирование их функциональной грамотности

Обновление материалов сайта школы,

раздел «Виртуальный мотодический кабинет»

Ноябрь- декабрь, 2024

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

 

2.4

Разработка и создание электронного банка практико-ориентированных заданий по истории и обществоведению как средства формирования функциональной грамотности учащихся, воспитания бережного отношения к своему здоровью

Обновление материалов сайта школы,

раздел «Виртуальный мотодический кабинет»

Декабрь, 2024 –

январь, 2025

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

 

2.5

Формирование банка  эффективного педагогического опыта учителей по формированию функциональной грамотности учащихся (обобщения опыта участников УМО, разработанных образовательных проектов и др.)

Методические разработки

Февраль-март,

2025

Участники УМО

2.6

Организация и проведение предметной недели

Методические разработки

Апрель-май, 2025

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

 

2.7

Размещение лучших материалов из опыта работы участников УМО в виртуальном методическом кабинете учреждения образования Подготовка публикаций по материалам заседаний в СМИ

 

 

 

Подготовка материалов

Апрель-май,

2025

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

 

3.     Самообразовательная деятельность участников УМО

3.1

Определение тем для самообразования (обобщения опыта собственной профессиональной деятельности)

Банк тем по самообразованию

Сентябрь, 2024

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

3.2

Формирование электронного банка данных методических разработок учебных занятий по теме самообразования

Методические разработки

В течение года

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

3.3

Участие в фестивале «Вернисаж педагогических идей» по итогам самообразовательной деятельности (обобщения эффективного педагогического опыта)

Методические разработки

Апрель, 2025

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

4.     Консультационная деятельность

4.1.

Консультирование педагогов по запросу

Проведение консультации

В течение года

Радченков А.В.

председатель УМО

4.2.

Подготовка к республиканской олимпиаде по учебному предмету (конкурсу работ исследовательского характера)

Проведение олимпиады, консультации

Октябрь, 2024

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

4.3.

Консультирование учителей  по проведению итогового испытания  в виде централизованного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся XI класса

Проведение консультации

Апрель-май, 2025

Радченков А.В.

председатель УМО

4.4.

Консультирование по подготовке учащихся к участию в районных, городских предметных олимпиадах, республиканских и международных конкурсах

Консультации

В течение года

Радченков А.В.

председатель УМО

4.5.

Консультирование педагогов по выявлению высокомотивированных учащихся

Проведение диагностики

Ноябрь, 2024

Педагог-психолог,

председатель УМО

4.6.

Консультирование педагогов по выявлению и работе с учащимися с низкой мотивацией

Проведение диагностики

Ноябрь,

2024

Педагог-психолог,

председатель  УМО

Радченков А.В.

4.7.

Консультирование педагогов по вопросам повышения квалификационной категории

Консультации,

прохождение курсовой подготовки в МГИРО

В течение года

Председатель  УМО

Радченков А.В.

 

 

 

 

5.     Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг качества методической работы

5.1.

Актуализация информации об участниках УМО.

Составление банка данных об участниках УМО (фамилия, имя. отчество; педагогический стаж; квалификационная категория; тема по самообразованию / обобщению опыта, контактный телефон, информация о наградах, публикациях и др.)

Анкетирование

Сентябрь, 2024

Радченков А.В.

председатель УМО

5.2.

Диагностика образовательных запросов членов УМО

Анкетирование

Сентябрь-октябрь, 2024

Радченков А.В.

председатель УМО

5.3.

Диагностика эффективности работы УМО и удовлетворенности деятельностью УМО

Анкетирование

Апрель, 2025

Радченков А.В.

председатель УМО

5.4.

Диагностика профессиональных запросов для планирования работы УМО на следующий учебный год

Анкетирование

Май, 2025

Радченков А.В.

председатель УМО

5.5.

Взаимопосещение учебных занятий с последующим обсуждением

Карта посещения урока

В течение года

Радченков А.В.

председатель УМО,

участники УМО

5.6.

Составление аналитического отчета о работе УМО за 2024/2025учебный год

Аналитический отчет

Май-июнь, 2025

Радченков А.В.

председатель УМО

 

 

 Председатель УМО                                                                                         А.В.Радченков

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания педагогического совета

29.08.2024 № 10

 

 

 

 

 

План работы УМО учителей истории и обществоведения