План работы
учебно-методического объединения
учителей истории и обществоведения
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 182 г. Минска
имени Владимира Карвата»
на 2024/2025 учебный год
Методическая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов “Всемирная история“, „История Беларуси“ и “Обществоведение”».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей истории и обществоведения как условие обеспечения качества образовательного процесса по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» и «Обществоведение»».
Задачи:
обсудить основные направления деятельности, связанные с коррекцией и регулированием образовательного процесса по учебному предмету «История Беларуси» с учетом результатов РКР, выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования; централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования; рассмотреть приемы выявления затруднений учащихся при изучении учебного предмета и коррекции знаний; методические приемы формирования у учащихся мотивации к изучению учебного предмета;
способствовать развитию 4К-компетенций педагогических работников (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) для организации работы по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов “Всемирная история“, „История Беларуси“ и “Обществоведение”»;
определить эффективные приемы и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре, ценностных ориентаций и приоритетов в процессе историко-обществоведческого образования; формирование личности учащегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей информационно-образовательной, социокультурной, культурно-исторической среды;
обсудить организационно-методические аспекты реализации воспитательного и развивающего потенциала учебных предметов “Всемирная история“, „История Беларуси“ и “Обществоведение”», ознакомить с эффективным опытом использования активных методов и форм обучения на уроках истории и обществоведения для повышения интеллектуального уровня учащихся;
содействовать творческой самореализации педагогов, повышению уровня их профессионального мастерства.
№ |
Содержание и формы работы |
Обсуждаемые вопросы |
Срок выполнения |
Ответствен-ные |
1. Тематика заседаний УМО |
||||
1.5 |
Заседание № 1 Круглый стол Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся как дидактически эффективное средство формирования их функциональной грамотности |
1.Теоретические и научно-методические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся при организации их самостоятельной познавательной деятельности. 2. Использование рекомендаций «Об актуальных вопросах преподавания учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования» при организации работы по формированию функциональной грамотности на факультативных занятиях». 3. О работе с высокомотивированными учащимися при подготовке к республиканской олимпиаде и конкурсу исследовательских работ по учебному предмету «История» |
Октябрь 2024 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО
|
1.1. |
Заседание №2 Семинар-практикум Здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как фактор повышения качества образования
|
1.Проектирование современного урока по учебному предмету «История Беларуси в контексте всемирной истории» с использованием практико-ориентированных заданий по формированию функциональной грамотности учащихся. 2.Формирование функциональной грамотности учащихся в области здоровьесбережения средствами проектной деятельности. З.Использование здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как фактор повышения качества образования. 4. Обсуждение и участие в работе секций научно-практической конференции «Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы.» |
Декабрь 2024 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО
|
1.2. |
Заседание № 3 Диалоговая площадка Интеграция элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений нации в образовательный процесс по учебному предмету |
1.Воспитательный потенциал экскурсий при проведении учебных занятий по истории и обществоведению. 2. Использование музейной педагогики, интерактивных дидактических материалов по изучению памятных мест Великой Отечественной войны. 3.Использование информации о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. 4.Интеграция элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений нации в образовательный процесс по учебному предмету «Обществоведения». 5.Представление докладов в рамках работы секций научно-практической конференции «Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы.»
|
Март 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО
|
1.3. |
Заседание №4 Круглый стол Итоги работы УМО учителей истории и обществоведения в 2024/2025 учебном году, проблемы и перспективы на 2025/2026 учебный год |
Анализ качества работы УМО за 2024/2025 учебный год. Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы УМО учителей истории и обществоведения. |
Май 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО
|
1.4. |
Заседание № 5 Нормативное правовое обеспечение образовтельного процесса в 2025/2026 учебном году
|
1.Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по истории в 2025/2026 учебном году: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования; правила безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования; особенности изучения интегрированного курса «История Беларуси в контексте всемирной истории» в XI классе; 2. Анализ результатов республиканской контрольной работы по учебному предмету «История Беларуси» в XI классе, выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. |
Август 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО
|
2. Разработка методической продукции по результатам заседаний УМО с целью методического сопровождения |
||||
2.1 |
Формирование электронной папки «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «История Беларуси в контексте всемирной истории, Всемирная история и История Беларуси, Обществоведение в 2024/2025 учебном году» |
Электронная папка «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведение» в 2024/2025 учебном году» |
Сентябрь, 2024 |
Радченков А.В. председатель УМО |
2.2. |
Оформление стенда и папок «Готовимся к экзаменам» |
Обновление материалов стенда |
Октябрь, 2024 |
Радченков А.В. председатель УМО |
2.3. |
Подбор и составление электронного сборника дидактических материалов по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по „История Беларуси в контексте всемирной истории“, „Всемирная история“ и „История Беларуси“, «Обществоведение», направленных на формирование их функциональной грамотности |
Обновление материалов сайта школы, раздел «Виртуальный мотодический кабинет» |
Ноябрь- декабрь, 2024 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО
|
2.4 |
Разработка и создание электронного банка практико-ориентированных заданий по истории и обществоведению как средства формирования функциональной грамотности учащихся, воспитания бережного отношения к своему здоровью |
Обновление материалов сайта школы, раздел «Виртуальный мотодический кабинет» |
Декабрь, 2024 – январь, 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО
|
2.5 |
Формирование банка эффективного педагогического опыта учителей по формированию функциональной грамотности учащихся (обобщения опыта участников УМО, разработанных образовательных проектов и др.) |
Методические разработки |
Февраль-март, 2025 |
Участники УМО |
2.6 |
Организация и проведение предметной недели |
Методические разработки |
Апрель-май, 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО
|
2.7 |
Размещение лучших материалов из опыта работы участников УМО в виртуальном методическом кабинете учреждения образования Подготовка публикаций по материалам заседаний в СМИ
|
Подготовка материалов |
Апрель-май, 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО
|
3. Самообразовательная деятельность участников УМО |
||||
3.1 |
Определение тем для самообразования (обобщения опыта собственной профессиональной деятельности) |
Банк тем по самообразованию |
Сентябрь, 2024 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО |
3.2 |
Формирование электронного банка данных методических разработок учебных занятий по теме самообразования |
Методические разработки |
В течение года |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО |
3.3 |
Участие в фестивале «Вернисаж педагогических идей» по итогам самообразовательной деятельности (обобщения эффективного педагогического опыта) |
Методические разработки |
Апрель, 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО |
4. Консультационная деятельность |
||||
4.1. |
Консультирование педагогов по запросу |
Проведение консультации |
В течение года |
Радченков А.В. председатель УМО |
4.2. |
Подготовка к республиканской олимпиаде по учебному предмету (конкурсу работ исследовательского характера) |
Проведение олимпиады, консультации |
Октябрь, 2024 |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО |
4.3. |
Консультирование учителей по проведению итогового испытания в виде централизованного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся XI класса |
Проведение консультации |
Апрель-май, 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО |
4.4. |
Консультирование по подготовке учащихся к участию в районных, городских предметных олимпиадах, республиканских и международных конкурсах |
Консультации |
В течение года |
Радченков А.В. председатель УМО |
4.5. |
Консультирование педагогов по выявлению высокомотивированных учащихся |
Проведение диагностики |
Ноябрь, 2024 |
Педагог-психолог, председатель УМО |
4.6. |
Консультирование педагогов по выявлению и работе с учащимися с низкой мотивацией |
Проведение диагностики |
Ноябрь, 2024 |
Педагог-психолог, председатель УМО Радченков А.В. |
4.7. |
Консультирование педагогов по вопросам повышения квалификационной категории |
Консультации, прохождение курсовой подготовки в МГИРО |
В течение года |
Председатель УМО Радченков А.В.
|
5. Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг качества методической работы |
||||
5.1. |
Актуализация информации об участниках УМО. Составление банка данных об участниках УМО (фамилия, имя. отчество; педагогический стаж; квалификационная категория; тема по самообразованию / обобщению опыта, контактный телефон, информация о наградах, публикациях и др.) |
Анкетирование |
Сентябрь, 2024 |
Радченков А.В. председатель УМО |
5.2. |
Диагностика образовательных запросов членов УМО |
Анкетирование |
Сентябрь-октябрь, 2024 |
Радченков А.В. председатель УМО |
5.3. |
Диагностика эффективности работы УМО и удовлетворенности деятельностью УМО |
Анкетирование |
Апрель, 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО |
5.4. |
Диагностика профессиональных запросов для планирования работы УМО на следующий учебный год |
Анкетирование |
Май, 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО |
5.5. |
Взаимопосещение учебных занятий с последующим обсуждением |
Карта посещения урока |
В течение года |
Радченков А.В. председатель УМО, участники УМО |
5.6. |
Составление аналитического отчета о работе УМО за 2024/2025учебный год |
Аналитический отчет |
Май-июнь, 2025 |
Радченков А.В. председатель УМО |
Председатель УМО А.В.Радченков
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания педагогического совета
29.08.2024 № 10