Материалы для подготовки к педагогическому совету "От компетентности учителя к компетентности учащегося", учитель Виченковская Ж. Ю.

Проектирование учебного занятия по иностранному языку с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

Виченковская Ж.Ю,

учитель английского языка

 

 

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую и социокультурную компетенцию.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом. Остановлюсь на основных этапах учебного занятия иностранного языка, а также методах и приемах, которые я использую наиболее часто при подготовке современного урока иностранного языка.

  1. Организационно мотивационный этап

Цель этапа: активизация пройденного материала, установка на восприятие нового материала, самоопределение на конечный результат урока, включение во взаимодействие, развитие мотивации, подготовка учащихся к освоению материала.

Задача этапа: актуализировать опорные знания и умения учащихся, определить цели и задачи на урок, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результат, подготовить учащихся к работе, создать ситуацию успеха, создать условия для активного и успешного взаимодействия, настроя учащихся на учебную деятельность.

Введение в атмосферу иноязычного общения.

Наиболее часто используемые приемы: фонетическая зарядка, приём «Комплимент», «Подари цветок», Word-Web, загадки, ребусы, интересные факты, пословицы, легенды, притчи, зашифрованные записки, прослушивание отрывка песни.

Целеполагание.

На этом этапе учитель не говорит свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Из огромного множества приемов я выбрала самые эффективные.

Мозговой штурм

Учащимся предлагается заполнить кластер или вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задаётся вопрос: «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.

Использование пословиц, скороговорок, кроссвордов, загадок, ребусов.

Этот приём я использую прежде всего для предъявления темы. Например, на этапе фонетической разминки предлагаю подобрать код и прочитать пословицу: Cohalfcoacoloafcoiscobettercothanconone. После отработки произношения учащиеся в процессе перевода пословицы сталкиваются с новым грамматическим явлением (степени сравнения имён прилагательных). Возникает проблема, ставится цель. Также в начале урока дети могут отгадать тему урока, заполняя пропущенные буквы в изученных словах. Буквы в ключевых словах появляются в процессе заполнения пропусков (например, «Сезоны и погода» / «Seasons and Weather»).

Разгадывая ребус, дети также могут узнать тему урока («Выходные» / «Weekends») .

 

 

 

 

В качестве наглядности можно использовать картинку, визуальный ряд, реальный предмет, видео, облако слов, анаграммы. Например, во время изучения темы «Косвенная речь» ученикам предлагается картинка. Задание: описать картинку. Возникает вопрос: «Как передать вопрос в косвенной речи?» Ставится цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Легко заметить, что практически все приемы строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. «Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия».

Активизация ранее изученного материала.

На этом этапе приемы и методы могут варьироваться в зависимости от типа самого урока. Итак, первый прием, эвристическая беседа, подразумевает под собой вопросно-ответную форму обучения, когда учитель вместо сообщения обучающимся готовых заданий заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем грамотно поставленных вопросов со стороны учителя.  Я задаю детям серию взаимосвязанных вопросов, которые плавно вытекают один из другого.

Снежный ком. Суть этого приема следующая: ученик 1 говорит слово (или предложение), ученик 2 повторяет слово (или предложение) ученика 1 и говорит свое слово (или предложение). Ученик 3 повторяет слова учеников 1 и 2 и говорит свое слово. Ученик 4 повторяет слова (или предложения) учеников 1, 2, 3 и говорит слое слово (или предложение) и т.д. Спрашивать учащихся лучше хаотично, чтобы не расслаблялись. Важно, чтобы они помнили последовательность слов. Этот прием очень эффективен - он позволяет за короткое время повторить достаточно большое количество слов. 

II этап – операционно-познавательный (операционно-обучающий).

Цель этого этапа: усвоение новых знаний и способов деятельности, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний.

В зависимости от воспитательных и учебных задач урока учителем может быть использован целый арсенал интерактивных методов и приемов в их сочетании: круглый стол (дискуссия, дебаты, диспут); мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); работа в малых группах (в парах или тройках); метод проектов; технология «Аквариум»; метод «Займи позицию»; технология «Броуновское движение»; технология «Дерево решений»; технология «Незаконченное предложение»; технология «Групповой рассказ»; социальные проекты (интервью, скетчи, драматизация).

На операционно-обучающем этапе мне интересны следующие приемы.

Roots - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем "дереве" (на листе), потом группы меняются местами и делают записи на деревьях соседей - свои идеи.

GAP –парная форма работы; учащимся предлагается одинаковый текст с пропущенными предложениями, словосочетаниями и словами. В каждом варианте пропущены свои предложения. При взаимодействии друг с другом, используя синонимы, дефиниции и другие способы семантизации, учащиеся воспроизводят текст в полном объеме.

PRES (point of view – точка зрения, reason - причина, example - пример, summary - итог). Цель - развитие у учащихся умений грамотного формулирования своей точки зрения, позиции в дискуссии, совершенствование системы аргументации.

«Карусель» – метод, целью которого является тренировка учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизация речемыслительной деятельности учащихся;  развитие речевой реакции учащихся. Учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики, которые меняются через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают поговорить за несколько минут несколько тем и стараются убедить в своей правоте собеседника.

«Оставь последнее слово за мной» - это способ организации работы с текстом на основе развития критического мышления. Распределяю тексты между учащимися по теме урока, прошу дать комментарий, какие мысли вызвал текст. Затем поочередно читаются тексты учащимися, приглашаются другие учащиеся прокомментировать этот текст, а затем сам учащийся дает свой комментарий и высказывает свое мнение (за ним остается последнее слово).

Широко использую такой способ как «Ветвление» - способ развития коммуникативной компетенции. Даю учащимся одинаковое задание. У того, кто первый справился, проверяю сама, у следующего  –  первый ученик ( мой консультант). Через некоторое время часть класса становится консультантами, часть – консультируемыми. При необходимости вмешиваюсь в процесс.

«1*2*4» - способ обсуждения задания.  Каждый ученик индивидуально пишет ответ на задание. Затем обсуждают это задание в парах и формируют общий ответ. Затем в четверках обсуждают это задание и выдают учителю ответ.

Интересна игра «Дискуссия «Микрофон». Я задаю вопрос и предлагаю ответить тому, кому даю микрофон. Остальные молча слушают. Затем микрофон передается другому учащемуся (только влево) для выражения своего ответа и т.д. Если учащийся затрудняется ответить, то он молча передает его другому учащемуся.  Задействована вся группа.

Методика «Займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против…»). Все участники, подумав над вопросом, формируют две группу, в зависимости от позиции. Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

“5-W” — Method (Who? What? When? Where? Why? / “ Кто? Что? Когда? Где? Почему?). Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с текстом (чтение или аудирование).

 

Who?

What?

When?

Where?

Why?

Professor

Challenger,

Professor

Summerlee,

Reporter Edward Malone,

Hunter Lord John Roxton

During the

expedition

they encountered

prehistoric

animals

August

28 th

The Amazon

Rainforest

In South

America

They invented Time Machine

Метод «Mind-Map» (Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Этот метод может являться индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Возможно использовать «Mind-Map» при систематизации, повторении материала; при работе с текстом; при повторении в начале урока; при введении в тему; при сборе необходимого языкового материала; при контроле.

На уроках английского языка необходимо использовать для более яркой наглядности презентации, особенно при введении новой лексической темы. Так же целесообразно использование интернет-ресурсов, как для работы на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся в домашних условиях. Большой интерес у детей вызывают небольшие видеоролики, которые можно использовать при знакомстве с новыми словами и фразами, повторяя и закрепляя их. Говоря об онлайн упражнениях, хотелось бы отметить несколько сайтов, на которых представлен отличный материал для отработки различных лексических единиц грамматических структур:

http://www.english-4kids.com

http://a4esl.org

http://juliaapt.blogspot.com

http://englishteststore.net

http://www.agendaweb.org

https://en.islcollective.com

Все перечисленные сайты имеют богатый выбор онлайн-игр и printable games, worksheets, презентаций и тематических материалов. А также видеоматериалы, которые уже готовы к использованию, что значительно сэкономит время подготовки к учебному занятию и разнообразит его: поможет сделать урок ярким, интересным, а также повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

 

Физкультминутка.

Каждому человеку во время умственного напряжения хочется отдохнуть. Урок – это не только умственная, но и эмоциональная деятельность. И чтобы информационно не перегружать учащихся, как в младших, так и в старших классах необходимы физкультминутки на уроках английского языка. К сожалению многие учителя пренебрегают этим элементом, тем самым пытаясь дать учащимся больше материала и сэкономить время урока. Но проводить физкультминутки на уроках крайне необходимо.

Для младшего школьного возраста – стихотворные, анимационные физкультминутки. Для старшего школьного возраста – стихотворения, скороговорки, песни, разминка для глаз, дыхательная физкультминутка. Не обязательно проводить ее через 20 минут после начала урока, а гармонично вписать ее в план урока, по длительности 1-2 минуты.

III этап – рефлексивно – оценочный.

Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, знание и незнание. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
  2. Использование различных изображений:

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

  1. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

  1. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

Рефлексия деятельности.

Рефлексия, построенная по принципу «незаконченного предложения» («Unfinished sentence»). В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

Today I have learnt about…

I would praise myself for …

Most of all I liked …

Now I want to…

Today I could …

It was difficult to …

Now I can …

I was surprised to know …

“Our communication in the lesson was… (- enjoyable, - entertaining, - informative, - exciting, - boring, -pleasant, -friendly)

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. In the lesson I was

2. The results of my work

3. The lesson seemed … to me

4. In the lesson I was

5. The information I’ve got is

7. My homework is … to me.

active / passive

satisfy / don’t satisfy me

short / long

not tired / tired

clear / not clear

useful / not useful

interesting / not interesting

easy / difficult

interesting / not interesting

Рефлексия "Благодарю…"/ «Thank You». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.

Рефлексия "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Синквейны являются быстрым, но эффективным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Earth

Beautiful, blue

Live, produce, pollute

Can be kind, can hurt

Planet

Подведение итогов урока должно показать учащимся, что нового они узнали на данном уроке, чему научились, как расширились их знания по теме, а также мотивировать к дальнейшему изучению английского языка. Не менее важным представляется необходимость выставить отметки за урок, прокомментировать их.

Объяснение домашнего задания также является неотъемлемой частью урока. На среднем этапе обучения домашнее задание по-прежнему направлено на закрепление полученных на уроке навыков, вместе с тем оно должно содержать посильную для учащихся трудность.

Ну и конечно, для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения уроков. Это: урок-игра, урок-сказка, урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа, интернет-уроки, урок-экскурсия, урок-праздник, интегрированные уроки.

Таким образом, правильно построенный урок, названные приемы и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции. У учащихся возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.

Список литературы

  1. 1. Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Текст] / О. Н. Мангутова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010 / http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
  2. Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка / В. П. Сафонова. - М. : Учитель, 2011.
  3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам.: базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. - М. : Просвещение, 2005
  4. Файт Л.В. Приёмы целеполагания на уроках иностранного языка (2016). – URL: http://englishmylife.ucoz.ru/forum/81
  5. . Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Электронный ресурс] : Версия 1.0 / А. В. Хуторской. - М. : Центр дистанционного образования "Эйдос" /  http://eidos.ru;e-mail:info@eidos.ru

Материалы для подготовки к педагогическому совету "От компетентности учителя к компетентности учащегося", учитель Еленская А. П.

Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе реализации межпредметных связей при изучении иностранного языка

Еленская А.П,

учитель английского языка

 

В настоящее время проблема развития ключевых компетенций, которые включают в себя метапредметные компетенции, является одной из наиболее актуальных в современном образовании. В современных условиях обучение иностранному языку (английскому) в школе должно способствовать формированию базовых компетенций, в том числе не только предметных, но и общеучебных и метапредметных. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Именно на уроках английского языка учащиеся имеют уникальную возможность овладевать многими метапредметными компетенциями.

Сегодня школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.

Выпускник в должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентностный подход.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выделяют 3 уровня компетенций:

  • ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному то есть надпредметному);
  • общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей);
  • предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые образовательные компетенции более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.

Ключевыми метапредметными компетенциями являются:

  1. Ценностно-смысловая компетенция
  2. Общекультурная компетенция
  3. Учебно-познавательная компетенция
  4. Информационная компетенция
  5. Коммуникативная компетенция
  6. Социально-трудовая компетенция
  7. Компетенция личностного самосовершенствования

Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. Так, например, в V классе на этапе обобщения по теме: «Where is life better: in the city or in the country?» мои учащиеся отвечают на вопрос, где лучше жить – в городе или в деревне. Во время обсуждения данного вопроса дети не только развивают умения и навыки устной монологической речи, но и участвуют в нравственной беседе, находясь в ситуации морального выбора. Таким образом, формируется и развивается ценностно-смысловая компетенция.

Формирование общекультурной компетенции позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать толерантное отношение к окружающему миру. Мною проводятся тематические уроки, которые знакомят детей с обычаями и традициями стран изучаемого языка (например, урок “Christmas”, “St Patrick`s Day”, “Easter”, “Thanksgiving Day”, “Earth Day” и т.д.). Такая форма работы приобщает учащихся к диалогу культур. (Рассказать про Рождество стучится в дверь)

Учебно-познавательная компетенция это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Она формируется при использовании проектных методик, мини – исследований, проведения школьных опросов. Самым удачным средством, помощником в данном деле является метод проектов. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках. Способы реализации учебно-познавательной компетенции перекликается со способами технологий развивающего обучения и критического мышления. Начиная очередную новую тему, мы вместе с ребятами обсуждаем сферы применения данного материала, его практическую направленность. Навыки систематизации, анализа, умения отделять главное от второстепенного формируются на уроках различными способами. Один из приёмов, которым я пользуюсь на практике это – интерактивная тетрадь, мы учимся создавать флэпы – её элементы, структурируя материал по разным грамматическим и лексическим темам.

Например, в начале изучения темы в 11 классе «Моя будущая профессия» ученики приходят к выводу, что изучение темы даст им возможность обсудить психологические предпосылки выбора профессии, изучить перечень необходимых качеств для той или иной профессии, научиться писать резюме для работодателя в той форме, которая принята в цивилизованных странах.

Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования информационной компетенции.

На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства обучающихся, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения подобного задания ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Информационная компетенция развивается на уроках с использованием интернет ресурсов, обучающих компьютерных программ по английскому языку Все это способствует развитию информационной компетенции. Моим ученикам иногда можно использовать мобильные телефоны на уроках, они имеют доступ к Интернету, пользуются электронной почтой. Поэтому, получая творческое задание, обязательно прибегают к Интернет-ресурсам. На сайтах kahoot, quizizz, learning apps мною создаются упражнения, тестовые задания, которые нравятся ученикам. Так же мои ученики умеют пользоваться приложением для чтения qr - кодов, которое мы используем для повторения и закрепления других тем, например, время. Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции. На сегодняшний день я могу заявить, что информационные компьютерные технологии заняли прочное место в моей работе.

Формирование коммуникативной компетенции реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Прежде всего каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи. Последний вид работы постоянно практикуется на уроках. Учащиеся определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. В письменной речи о сформированности коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию.

Учащиеся на моих уроках играют в ролевые игры, берут друг у друга интервью. Ведут воображаемую переписку с британскими сверстниками, рассказывают о себе от своего имени и от имени героев учебника. Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;
  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально - трудовая компетенция.

Овладение коммуникативной компетенцией означает овладение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, – очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку. Основной способ – ролевая игра. Инсценирование диалогов является неотъемлемой частью моих уроков во всех классах. Учащиеся примеряют на себя такие социальные роли, как: «продавец» и «покупатель», «врач» и «пациент», «гость» и «хозяин». Такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности. Т.е. ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, но и готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами. Метапредметные компетенции, формируемые в рамках одного урока: – умение самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее - знания и умения целеполагания, планирования, рефлексии, - умение анализировать и систематизировать материал - умение создавать свой продукт деятельности - умение работать в группах.

Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, – растет и развивается под воздействием среды в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет и сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты. Он не только даёт знания ученикам, но и является помощником в поиске знаний. Педагогу необходимо самому хорошо ориентироваться в предлагаемой информации, различных жизненных ситуациях, показывать, где можно найти дополнительную информацию, какими ресурсами пользоваться, помогать определить, что является главным, а что – второстепенным. Учитель как руководитель, консультант и эксперт должен обладать знаниями, касающимися практически всех областей жизни человека. Следовательно, учитель должен быть разносторонне развитой личностью. Важным фактором успешной деятельности учителя английского языка является его постоянное самосовершенствование как личности и профессионала

Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом. Учащиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам и склонностям, потребности общаться, изучать окружающий мир. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.

Результатом деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений:

  1. Коммуникативные (развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов).
  2. Познавательные (умение осуществлять межкультурное общение в говорении, чтении, восприятии и понимании речи на слух, письме; осознание строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению).
  3. Регулятивные (способность к самообучению, самостоятельная работа по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением).

Таким образом, метапредметный подход в образовании способствует сохранению и поддержанию культуры мышления, и формированию научного мировоззрения учащихся, которые предоставляют большие возможности для использования полученных знаний на уроках в реальных ситуациях, а учебный предмет «иностранный язык» является благоприятным полем для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов.

Формированию метапредметных умений и навыков, реализации межпредметных связей, воспитательного потенциала содержания учебных занятий способствуют организация изучения на повышенном уровне отдельных учебных предметов, использование в образовательном процессе серии пособий «Компетентностный подход». Данная серия издана для I–IX и X, XI классов по всем учебным предметам. Дидактические материалы носят практико-ориентированный характер, предназначены для формирования образовательных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой.

Список литературы:

1) Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика, 1981.- 160 с.

2) Максимова, В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1984. -143 с.

3) Пассов, Е.И. Кузовлева, Н.Е. Урок иностранного языка. - М.: Феникс: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.

4) Харрис, М. Мувер, Д. Солокова, И. и др. New Opportunities /Russian Edition/ Intermediate// Longman – 2006

5) Яковлева, С.В. Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс //ИЯШ – 2008 № 2. - С. 4-5

Материалы для подготовки к педагогическому совету "От компетентности учителя к компетентности учащегося", учитель Чертович О. Э.

Формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по иностранному языку

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить»

 

Чертович О.Э.,

учитель английского языка

 

    Жак Делор, известный политический деятель, сформулировал цели образования XXІ века. По его мнению, это научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Он определил, что важно развивать основные глобальные компетентности, необходимые человеку для жизни. По А.В. Хуторскому основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:

  • ценностно-смысловые,
  • общекультурные,
  • учебно-познавательные,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • социально-трудовые,
  • компетенции личностного самосовершенствования.

 

Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Компетентность – это мобильность знаний, гибкость метода, критичность мышления.

Компетентностный подход – формирование у учащихся ключевых компетентностей в образовательном  процессе.

Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

Предметные компетенции – компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

 

    В условиях модернизации образовательный процесс направлен не только на усвоение определенных знаний учащимися, но и на развитие их личностных качеств, их способность познавать и созидать, другими словами на формирование ключевых компетентностей. Личностная компетенция направлена на освоение способов духовного, физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

    В сфере данной компетенции объектом является сам ученик. Он должен овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, результатом чего является его непрерывное самопознание, развитие таких личностных качеств, которые необходимы человеку, живущему в современном мире, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения человека. На мой взгляд, формирование метапредметных компетенций является одной из наиболее важных задач в современной системе образования.

    Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Универсальные учебные действия направлены на способность учащихся к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.

   Таким образом, метапредметные компетенции обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самовоспитанию. Выполняя различные типы заданий, учащиеся самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирают осознанно наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

   Я попытаюсь показать некоторые приемы и методы работы по формированию метапредметных умений, которые получают развитие на уроке в результате различных видов речевой деятельности при изучении английского языка:

  1. Постановка цели урока самими учащимися. Обучать самостоятельному целеполаганию нужно постепенно, задействуя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность.
  2. Обязательное наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное) обуславливает то, что обучающиеся получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания. Эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Выполняя задание по чтению, отвечая на вопросы или опровергая неверные утверждения, ребенок выполняет основные логические операции: анализ, сравнение, классификация, обобщения, установления аналогий, синтез.
  3. Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через использование мультиприложений.Мультмедийный проектор и интерактивная доска позволяют создавать самые разнообразные интерактивные игры с лексикой. Так для актуализации лексики, необходимой ребятам для описания картины, чувств и образов, рождаемых живописью и музыкой, можно предложить сгруппировать слова на две большие группы «happy feeling words» и «sad feeling words», а затем кратко высказаться, используя модель предложения на английском языке.
  4. Умение самостоятельно спланировать наиболее эффективный способ решения учебной задачи, умение оценивать правильность ее выполнения, интеграцию с другими предметными областями, работу в группах сотрудничества, самооценку, взаимооценку, самокоррекцию, самонаблюдение обеспечивает дальнейшее практическая групповая работа: прослушивание отрывка и презентация образов, обобщение изученного материал. Это задание ориентировано на интеграцию всех отработанных стратегий, а самое главное оно учит рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях.
  5. Рефлексия в конце урока зависит от поставленной в начале урока цели. Можно подсчитать, сколько новых слов дети узнали за урок, найти новое грамматическое явление в тексте. Главное, чтобы учащиеся сами воспроизвели в речи, чему они научились на уроке.

    Содержание учебного предмета «Английский язык» позволяет создавать условия для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная задача учителя при подготовке к уроку проанализировать, выделить и подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на целенаправленное достижение  личностных и метапредметных  результатов, выбранных в качестве приоритетных при изучении  конкретной темы.

    В первую очередь урок иностранного языка является зоной ближайшего развития для коммуникативной деятельности и соответствующих ей учебных действий, становится средством социокультурного образования. Данный предмет обладает большим потенциалом для формирования всех ключевых компетенций, и личностных в частности, т.к. в основе его содержания – практическая деятельность, и, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях.  Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие личности, которая хочет и может участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в речевой деятельности изучаемого языка.

      К примеру, работая над темой «Природа» в 6 классе, ученики имеют возможность пропустить через себя информацию и мнения других о животных/растениях, нуждающихся в защите, проблеме защиты окружающей среды, определить своё отношение к обсуждаемым проблемам и предложить пути их решения.

     В рамках темы «Молодежь и общество» в 10 классе ученикам прививается чувство коллективизма, сочувствие к человеческим проблемам, акцентируется внимание на высоких моральных ценностях, происходит знакомство с проблемами подростков в современном обществе, ученики предлагают способы решения этих проблем.

    Компетентностными методами и формами являются те, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование. О некоторых методах, которые я использую в своей работе, хотелось бы рассказать подробнее. Например:

1) метод проектов – комплекс действий, целью которых является создание творческого продукта. В ходе проекта ученики самостоятельно ищут недостающую информацию в интернете, представляют ее, сопровождая свой рассказ наглядным материалом. Сценарный проект – это проект классного или школьного мероприятия. Ученики собирают информацию о традициях празднования Рождества в Великобритании, представляют проект, сравнивая Рождество в Великобритании и РБ. Самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Прекрасная возможность для формирования метапредметных связей - это проектно-исследовательская деятельность.

2) метод дебатов – комплекс действий, направленный на умение отстаивать свою точку зрения. К примеру, 8 класс, обсуждая тему «Здоровое питание», делится на 2 группы: 1 группа выступает за здоровое питание и его важность, а вторая – его отрицает, каждая группа приводит аргументы в защиту своего мнения.

3) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация). Пожалуй, является одним из любимых методов учеников. Как известно, благодаря играм развивается умственная и волевая активность. Являясь хоть и сложным, но одновременно увлекательным занятием, игра требует большой концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

4) проблемные дискуссии заключаются в том, что классу предъявляются противоречивые мнения или факты. На этапе постановки проблемы задача учителя – создать проблемную ситуацию, а затем произнести специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. Так в 8 классе ученикам можно сообщить о следующих фактах: «Некоторые люди называют эту страну Англией, некоторые – Великобританией. Это одна страна или все же несколько разных стран?» Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Таким образом, с помощью этих и других методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.   

В своей работе я стараюсь максимально соблюдать требования к учителю, реализующему метапредметный подход:

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Проявлять способность к импровизации.
  • Помнить, что основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала к уроку.

    Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Таким образом, современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.

Английский язык: Телевикторина. Урок Зубчик Н.А. и Виченковской Ж.Ю.

Тема: Телевикторина

Класс: 5 «А»

Дата: 26.11.2021

Учителя: Зубчик Н.А., Виченковская Ж.Ю.

Цель: развитие умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух.

Задачи:

Образовательная: содействовать формированию умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух, совершенствованию лексических и грамматических навыков;

Развивающая: способствовать развитию внимания, мышления, памяти, способности к логическому изложению высказывания; создать условия для развития творческой и познавательной активности в процессе парной и групповой работы;

Воспитательная: воспитывать интереск изучению английского языка посредством англоязычных фильмов и телепередач.

Оснащение: учебник “English 5. Pupil’s book” (Л.М. Лапицкая и др.), презентация, карточки с QR-кодом, викторина в Google Test, электронный ресурс lingvo.adu.by, электронный ресурс Wordwall, 2 видеофрагмента, телевизор, смартфоны, 2 подарка (заготовки открыток, картинки с изображением современных и классических мультперсонажей, клей), конверт с карточками, рисунок ТВ.

Этап урока

Задача этапа

Содержание

Время,

мин.

Примеч.

Учитель

Учащиеся

Начало урока

Введение в атмосферу иноязычного общения

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

T1: Good morning, girls and boys.

T2: Good morning, everybody.

T1: Today we’ll have an unusual lesson. We’ll have two teachers in the class. N.A. wants to see how much you know about films and programmes and she’ll help us show our knowledge and skills. Your task is to learn new facts about films and TV programmes and speak about them and their characters.

T2: Nice to meet you. I hope you’ll enjoy the lesson. So, let’s get started. Watch two videos and guess the genres.

T2: Name the genres, please.

T1: Can you guess what I like and what N.A. likes?

T2: Today we’ll talk about TV programmes and films.

T1: We’ll help Elfin to find the second pearl.

T2: We’ll do the quiz and you’ll ask each other about your favourite TV programmes and films. It’ll help you learn a lot of new facts.

Приветствуют учителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают жанры

Отгадывают предпочтения учителей

3

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2 Слайд 3,4(видео)

Речевая разминка

Совершенствование лексических навыков

T2: I’d like to learn about your favourite genres. Take a card. Read the question and answer it.

 

T1: Now answer these questions from the random wheel.

Отвечают на вопросы

3

С.4, карточки с вопросами

С.5, Wordwall, Random wheel: вопросы

Рассказ о любимых жанрах фильмов и телепередач

Совершенствование лексических навыков говорения; контроль выполнения д/з

T1: There are a lot of interesting genres. You know what your teachers like. Now speak about your favourite TV programmes and films. Show the pictures you prepared at home.(Ex.5, p.99)

T2: We’ll work in two groups. We’ll listen to each other in a group and decide who will speak in front of the class.

Рассказывают о любимых телепрограммах и фильмах (жанры)

4

С.6, в группах > фронтально

 

Карточки учащихся

Онлайн-викторина (предтекстовый этап)

Снятие лексических трудностей

T2: Today we’re welcome to a quiz show. Who can answer all the questions? Let’s see.

T1: There is a card with a QR –code on your tables. Scan it and do the quiz. Work in pairs.

T2: Now let’s see the results on TV.

T1 (comments)

Сканируют код, выполняют онлайн-викторину, слущают комментарий учителя

4

С.7,QR-код, смартфоны, ТВ

 

 

Слайд 8

Прослушивание текста (текстовый этап)

Развитие умения восприятия на слух

T2: Now listen to the quiz show and check your answers. Be ready to answer my questions: Where are the children? What are they doing? (Ex.1b, p.100, PB)

Слушают текст; отвечают на вопросы

3

Слайд 9 (аудиозапись)

Послетекстовый этап

Контроль понимания. Развитие умений говорения.

T1: Listen again and answer: Who gets the prize? What’s the prize? (The Elf Team gets the second pearl) Ex. 1с, p. 101.

T2: What interesting facts from the quiz do you remember?

Слушают. Отвечают на вопросы

4

 

Физминутка

Снятие напряжения. Совершенствование произносительных навыков

T1: Dear children, I think you are tired enough. Let’s have a rest. If you hear correct facts, clap your hands. If they are wrong, stamp your feet.

T1. Simba is a lion.

T2. Disneyland is in Britain.

T1. Shrek is yellow.

 T2. Mickey Mouse has got a friend, Minnie.

T1. Quiz is a game in which you answer the questions.

T2. Dumbo is a dog with big ears.

Играют. Проговаривают предложения

2

Слайд10 Звуковое сопровождение

Работа в группах

Совершенствование грамматических навыков и навыков говорения

T1: Work in two groups. You have 15 minutes to…

• write 5 questions to the other team. Make questions about TV programmes and films;

• show your cards to the teachers;

• make a little prize for the other team. (Ex. 2a, p.101)

T2: Now let’s play. In turn, answer each other’s question. (Ex.2b,p.101)

T1: Make prizes with your hands. (Ex. 2c, p.101)

T2: Exchange the prizes with the other team.

Делятся на группы;

пишут вопросы с ответами; придумывают название команды;

 

 

 

 

 

Делают открытки

Обмениваются открытками

15

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заготовки открыток, картинки, клей

Рассказ о телепередачах, фильмах и их героях

Контроль результатов учебной деятельности

T1: You’ve learnt a lot about films and TV programmes today. N.A., which fact was the most interesting for you?

T2: Well, maybe the name of Winnie-the-Pooh’s friend, Christopher Robin. And for you?

T1: The cartoon about Mowgli is called the Jungle Book.

T2: Now tell us as much as you can about different programmes, films and their characters.

Рассказывают о телепередачах, фильмах и персонажах

3

Слайд 12

Подведение итогов, рефлексия, объявление д/з, выставление отметок

Подведение итогов урока

T2: Today you were very active and creative. I am very happy to spend this time with you and get to know you.

T1: So, students, what kind of TV programme would you like to watch tonight?

T2: You can see cards with words describing our lesson. Take one card and stick it on the TV on the blackboard.

T1: Homework: speak about one of your favourite films or cartoons and their characters.

T2: And now your marks for the lesson. (T1 and T2 comment)

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

Выбирают карточки, прикрепляют к изображению ТВ

Записывают д/з

4

 

 

 

 

 

 

карточки

рисунок ТВ

Слайд 14

д/з на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Английский язык. Материалы МГИРО

Английский.Дополнительные материалы для обучения

Дополнительные материалы для обучения

английскому языку в 6-м классе

 

Мир английского языка

http://www.prosv.ru/umk/we

 

Сборник текстов для чтения по английскому языку

http://read-english.narod.ru

 

Ресурсы для обучения чтению, письму, аудированию, говорению http://www.eslgold.com

 

Развитие навыков письменной речи 

http://www.eslgold.com/writing

 

Проект Study.ru: Все для тех, кому нужен английский язык  

http://www.study.ru

 

Аудирование, обучение лексике 

http://veryvocabulary.blogspot.com

 

Рассказы на разные темы со скриптами и упражнениями

http://www.listen-to-english.com

 

Проект Native English: Изучение английского языка

http://www.native-english.ru

 

Английский язык на HomeEnglish.ru

http://www.homeenglish.ru

 

Образовательный проект Fluent English 

http://www.fluent-english.ru

 

Lang.Ru: интернет-справочник «Английский язык»

http://www.lang-eng.ru

 

Аудиотексты для школьников разного возраста

http://www.podcastsinenglish.com

 

Аудио-видеофайлы для изучающих английский язык

http://www.onestopenglish.com

 

Аудиокниги 

http://www.audiobooksforfree.com

 

Обучение аудированию: упражнения, тесты для разных уровней

http://www.esl-lab.com

 

Видеоклипы и готовые планы уроков по их использованию

http://www.teflclips.com/

 

Видеоресурсы для школьников младшего, среднего и старшего возраста

 http://www.askkids.com

 

                                                                                          

 

 

Опыт работы учителя английского языка Липницкой Ю.Ч.

Опыт работы учителя английского языка Михно М.В.

Опыт работы учителя английского языка Чертович О.Э.

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Комплекс упражнений для работы с видео на уроках английского языка на III ступени обучения как средство развития умений восприятия и понимания речи на слух»

 

 

Чертович Ольга Эдуардовна,

учитель английского языка

тел. +375259781816;

e-mail:

chertovich_pavel@mail.ru

 

X 1. Информационный блок

1.1 Название темы опыта: «Комплекс упражнений для работы с видео на уроках английского языка на III ступени обучения как средство развития умений восприятия и понимания речи на слух»

1.2 Актуальность опыта состоит в том, что в мире передовых технологий, изучение иностранного языка является одной из самых необходимых и важных задач, поставленной современному школьнику. При этом перед учителем также встал вопрос: как подготовить учащегося к современным условиям жизни с необходимым набором компетенций.

Во время проведения школьной олимпиады по английскому языку я заметила, что даже сильные учащиеся испытывают трудности при восприятии и понимании речи на слух (Приложение 1)

Как считает Т.П.Лентьева, видео помогает формировать и совершенствовать слухо-произносительные навыки. Во время просмотра аутентичного видео происходит запоминание фонетических норм на подсознательном уровне, так же происходит концентрация внимания на различных нормах английского и американского языка. К тому же, в обучении грамматике видео дает возможность показать, как зависят друг от друга грамматика и речь, как грамматические структуры применяются носителями языка [4].

Просмотренный фрагмент становится прекрасной основой для обучения говорению. Полученная информация ситуативна, красочна, эмоциональна, вызывает интерес учащихся и тем самым стимулирует речевые высказывания. Видео позволяет использовать широкий диапазон коммуникативных упражнений для формирования навыков иноязычного говорения.

В связи с обозначенной актуальностью возникает следующее противоречие:  в условиях небольшого количества часов в неделю, отведённых на изучение иностранного языка, учитель должен подать материал так, чтобы ученик был и заинтересован в изучении предмета, и смог усвоить необходимый объём информации, а также применить свои умения и навыки на практике.

Решить эту проблему помогает применение современных методик с использованием различных технических средств. Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшению качества усвоения материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения, что непременно повышает эффективность обучения.

1.3 Цель опыта

Развитие умений восприятия и понимания речи на слух посредством использования комплекса упражнений для работы с видеоматериалами.

1.4 Задачи опыта

  • проанализировать сущность и особенности умений восприятия и понимания речи на слух и способы их развития;
  • разработать комплекс упражнений для работы с видеоматериалами для развития умений восприятия и понимания речи на слух у детей старшего школьного возраста на уроках английского языка;
  • оценить результативность опыта.

1.5 Длительность работы над опытом

Опыт разрабатывался в период с декабря 2019 года по январь 2021 года:

1) подготовительный этап (январь – июнь 2019 года) – изучение научно-методической и педагогической литературы;

2) этап практической реализации (июнь – декабрь 2019 года, январь – март 2020 года) – отбор и систематизация  упражнений для работы с видеоматериалами для развития умений восприятия и понимания речи на слух у детей старшего школьного возраста на уроках английского языка, апробация их на уроках.

3) этап обобщения опыта (ноябрь – январь 2021 года) – проведение серии открытых уроков с использованием системы упражнений для работы с видеоматериалами для развития умений восприятия и понимания речи на слух у детей старшего школьного возраста на уроках английского языка; анализ результативности и эффективности их использования;

  1. Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта заключается в том, что эффективность процесса развития умений восприятия и понимания речи на слух у учащихся на III ступени обучения будет выше при условии использования на уроках английского языка комплекса упражнений для работы с видео.

2.2 Описание сути опыта

Одной из основных целей обучения иностранному языку в школе является формирование умений устной и письменной речи, необходимых для общения с носителями иностранного языка. Однако, общение – это не только говорение, но и восприятие, понимание иностранной речи на слух, т.е. аудирование.

В научной литературе существует несколько интерпретаций понятия «аудирование». Согласно первой точке зрения, аудирование – это процесс мышления; рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов [9]; процесс раскрытия смысловых связей, осмысления  поступающего на слух речевого сообщения [3]. Аудирование определяется как рецептивный вид речевой деятельности, который состоит из восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания [2].

Согласно второй точки зрения, аудирование – это процесс общения, который осуществляется когнитивно, согласно принципу устной основы обучения [2, с. 365]; воспринимается через поведение индивида и общение [7]; это волевой акт, активная деятельность слушателя [10]; активный процесс, в котором слушатель применяет догадки, опирается на стратегические ресурсы в ходе решения познавательных задач [10], что обосновывает взаимосвязь внутренних механизмов аудирования с внешним поведением человека.

С.А. Мисюркеева полагает, что в общем плане аудирование можно определить как аналитико-синтетический процесс по обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринятой информации. Механизм аудирования представляет собой процесс многоступенчатого отображения речевого воздействия. Аудирование как вид коммуникативной деятельности можно рассматривать в двух планах: 1) как составную часть речевого общения, 2) как относительно самостоятельный вид коммуникаций, когда поток речевой информации направлен в одну сторону, например, при прослушивании рассказа, кино, видеофильма [6].

Отечественная методика преподавания иностранного языка рассматривает аудирование как цель и как средство обучения, причем эти функции сочетаются и дополняют одна другую. Как средство обучения этот вид речевой деятельности дает возможность учащимся познакомиться с новым речевым и языковым материалом, формирует навыки и умения чтения, говорения, письма и собственно аудитивные навыки и умения. При работе с аудиотекстами одновременно отрабатываются фонетические, лексические, грамматические навыки [10, с. 73].

Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух и как самостоятельный вид речевой деятельности имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Это сложное умение, которое невозможно полностью заавтоматизировать, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций [8].

Следует также заметить, что при этом практически не используются возможности упражнений с видео. Между тем, как указывает Д.Д. Попова, использование видеофрагментов в процессе обучения аудированию обладает значительным потенциалом. Являясь достаточно интенсивным внешним раздражителем, видео вызывает продуктивную условно-рефлекторную деятельность и, следовательно, является мощным и эффективным средством, содействующим более быстрому и качественному приобретению знаний и навыков. Видеопрезентация материала для аудирования позволяет избежать многих лексических и фонетических трудностей. Ученики часто не понимают смысла фразы, из-за того, что они неправильно слышат слова. Например: The horse is slipping. The horse is sleeping. They worked till night. They walked till night. Зрительная опора в таких случаях помогает ученикам понять суть высказывания. Кроме того, видео-опора облегчает понимание контекста, создавая чувство успеха, – ученики обнаруживают, что понимают материал, предназначенный для носителей языка, это вызывает желание совершенствовать свои знания. Аутентичные видеоматериалы «транслируют» национальную культуру изучаемого языка, «погружая» школьников в ситуацию реального общения, компенсируя отсутствие языковой среды. Видеофрагменты демонстрируют не только звуковой, но и паралингвистический и экстралингвистический компоненты речи, которые несут важную информативную нагрузку [6].

При разработке заданий к видеоэпизодам я учитывала все эти факторы успеха.

Анализ научно-методической литературы показывает, что вся работа с аудиотекстом в условиях школьного обучения иностранному языку состоит из трех этапов [9, c. 59]:

  • предтекстового,
  • текстового,
  • послетекстового.

Как и при работе с любым текстом, при использовании видео, я ориентируюсь на три основных этапа:

  1. Преддемонстрационный этап (pre – viewing)
  2. Демонстрационной этап (viewing)
  3. После текстовый этап (post – viewing).

Виды упражнений на предпросмотровом этапе могут быть следующими:

  • мозговой штурм;
  • прослушивание музыкального отрывка, беседы, дискуссии;
  • чтение текста;
  • заполнение таблицы;
  • описание картинок/ иллюстраций/ фото;
  • расположение иллюстраций в правильном порядке;
  • высказывание предположений относительно содержания видео-отрывка;
  • вопросно-ответная форма интерактивного взаимодействия;
  • ассоциации;
  • отработка и знакомство с новой лексикой.

На этом этапе очень важна работа с лексикой. Для лучшего понимания можно дать список слов/фраз и провести работу по усвоению данных лексических единиц, которая может быть проведена по-разному, в зависимости от уровня владения языком учащихся. Это может быть самостоятельная работа со словарем, объяснения значения, подбор синонимов, антонимов, определение значения слов на английском языке и т.д.

На предсмотровом этапе к видеофрагменту «Top 5 Music Festivals in the UK» (тема «Великобритания» XI класс) я предлагаю учащимся соединить выделенные слова   в предложении с определением (Приложение 2)

Эффективным приемом является прием, когда учащиеся отвечают на вопросы сначала исходя из своего опыта или ранее полученных знаний, а затем после просмотра видео, сравнивают и уточняют свои ответы. При изучении темы «Наука» в X классе учащиеся смотрят видео «Solar System» и отвечают на одни и те же вопросы на предпросмотровом этапе и после просмотра видео фрагмента.

Прием «Alternative Story» подходит для видео с законченным сюжетом. Выбираю несколько ключевых слов из видеоролика. Например, если взять видео «Speed Dating» (тема «Семья» XI класс), то ключевыми словами могут быть следующее: speed dating, red dress, rules, ring a bell, bizzare, confused, beard, scarf. Прошу учеников (индивидуально или в парах, письменно или устно) составить историю по этим ключевым словам и презентовать ее перед классом. После обсуждения всех историй, просматриваем видео и сравниваем сюжет с идеями учеников.           Второй этап – демонстрационный – имеет ещё название активного этапа. И он может включать такие упражнения как:

  • заполнение таблицы;
  • беззвучный просмотр;
  • просмотр с паузой;
  • поисковый просмотр;
  • направляемый просмотр;
  • свободные записи и заметки;
  • записи и заметки по заданной схеме;
  • расположение предложений/ картинок/ абзацев в правильном порядке;
  • расположение эпизодов просматриваемого отрывка в правильном порядке;
  • классификация информации;
  • поиск символов;
  • сопоставление слов и словосочетаний.

На этом этапе я стараюсь дать учащимся такие упражнения как, которые бы не отвлекали от просмотра, но максимально могли сконцентрировать их внимание.

Часто использую такой прием как «Заполни таблицу: «Who, What, When, Where, Why». Перед просмотром фильма прошу учеников нарисовать таблицу с 5-ю колонками Who, What, When, Where, Why. По вертикали можно указать количество сцен в ролике. После каждой сцены ставлю на паузу и прошу учеников заполнять колонки – кто был в этой сцене, что они делали, когда они были там, где они находятся и почему. Так при работе с видеофрагментом «Top 5 music festivals in the UK» я предлагаю учащимся заполнить таблицу о каждом музыкальном фестивале (Приложение 2).           Наиболее простое задание на этом этапе «Правда-Неправда», для того чтобы усложнить задание, можно добавить вариант «Нет информации в тексте».           Часто я использую уже готовые задания с сайта www.techingenglish.org.uk  где учащиеся могут проделать задания онлайн и сразу проверить себя.

Работа на постпросмотровом этапе помогает формировать навыки письма и говорения. Когда все языковые трудности уже сняты я создаю условия для творческой работы осуществляемой в таком виде как:

  • дискуссия;
  • викторина;
  • оценка просмотренного;
  • обмен мнениями;
  • создание проекта/ постера/ плаката;
  • написание объявления/ доклада;
  • ролевая игра;
  • описание;
  • создание окончания истории;
  • решение проблемы;
  • написание отзыва.

Прием «Solve the Problem», подходит для роликов которые посвящены какой-либо проблеме (экология, проблема бездомных животных, использование натурального меха и прочее. После просмотра видеоролика, в котором разбирается какая-либо проблема (Это может быть небольшая локальная проблема или глобальный кризис: избегаю политических и религиозных вопросов, чтобы не вызвать слишком бурную дискуссию, делю учеников на группы и предлагаю придумать им решение этой проблема и презентовать его перед классом. На постпросмотровом этапе к видео «Generation Gap» (тема «Семья» XI класс) я делю класс на 2 команды. первая команда будет экспертами по отношениям с родителями, вторая команда будет экспертами по отношениям с братьями и сестрами. Каждая команда должна представить план действий (советов) как вести себя с родителями и братьями/сестрами. Ученики должны задействовать информацию из видео, а также свой собственный жизненный опыт. Та команда, у которой получится более живой и эмоциональный план действий, побеждает.

После просмотра видео «Top 5 Music Festivals in the UK» я предлагаю учащимся в парах посмотреть на постеры различных британский фестивалей и обсудить какой бы они хотели посетить и почему.

На втором этапе работы мною были разработаны и внедрены в практику обучения в X и XI «А» классе комплексы упражнений с использованием видеоматериалов на некоторые темы, согласно учебной программе. Четыре методические разработки по темам «MEDIA», «THE UK», «ENVIRONMENT» представлены в данной работе. (Приложение 2,3,4)

При использовании наглядного метода (демонстрации видеоматериала) я придерживалась следующих условий:

- видеоматериал должен соответствовать уровню знаний учащихся;

- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

- наблюдение должно быть организовано так, чтобы все ученики могли хорошо видеть видеоматериал;

- необходимо четко выделять главное;

- видеоматериал должен быть точно согласован с учебным материалом, который изучается.

Мною также было использовано видео на уроке по теме «Jobs»

 (Приложение 5)

2.3 Результативность и эффективность опыта

Результативность и эффективность опыта подтверждают результаты теста восприятия и понимания речи на слух в XI «А» классе и в XI «Б» классе. Средняя успеваемость по предмету в данных классах приблизительно одинаковая.

В XI «А» классе уроки проводились с использованием видеоматериала, а для проведения уроков XI «Б» классе применялись разработки уроков, которые прилагались к УМК, но без использования видеоматериалов. Наполняемость раскрытых задач в уроках была одинакова.

Анализ результатов аудирования показывает, что в XI «Б» классе детям сложно выполнить задания. В то время как XI «А» класс без особых сложностей с заданием по аудированию справился. Результаты аудирования XI «А» и XI «Б» классов приведены в Приложении 6. Процент качественной успеваемости в XI «А» классе выше, чем в XI «Б» классе. И количество неуспевающих по результатам аудирования в XI «Б» больше, чем в XI «А». А, следовательно, применение видеоматериалов при проведении урока английского языка способствует развитию умений восприятия и понимания речи на слух и повышает качество успеваемости учащихся.

Кроме того, в процессе наблюдений за деятельностью учащихся на уроке выявлено, что в XI «А» классе, благодаря использованию видеоматериалов, темп урока был быстрее, ребятам было интересно работать, они с удовольствием отвечали на вопросы, и даже если ошибались в процессе работы, то другие участники процесса помогали им исправить свои ошибки. Что касается работы учащихся XI «Б» класса, то они чаще всего были пассивны в обсуждении заданий. Было заметно, что одни учащиеся просто смотрели в учебники, другие пытались работать. Но темп урока, по сравнению с XI «А» классом, был ниже. Приходилось часто отходить от плана урока, чтобы включить учеников в активную работу.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение комплекса упражнений для работы с видео на уроках английского языка не только облегчает труд учителя по развитию умений восприятия и понимания речи на слух и делает интересным урок для самих учащихся, способствует их активному включению в работу на уроке, но и содействует повышению качества усвоения полученной информации, а отсюда и повышение успеваемости по предмету.

Заключение

Таким образом, применение видеоматериалов в обучении иностранному языку способствует развитию умений восприятия и понимания речи на слух, а также позволяет дополнительно решить следующие задачи:

-сделать урок более интересным для обучающихся, что в свою очередь положительно отразится на мотивации учеников к обучению языка;

-ускорить темп урока и качество подаваемой информации, что в свою очередь высвободит время для индивидуальной работы с учащимися и их самостоятельной работы;

-облегчить работу, как учителя, так и учащихся;

-в комплексе всё это позволит повысить качество успеваемости учащихся.

Но при этом нельзя забывать, что видеоматериал должен даваться дозировано, и он ни в коем случае не может заменить самого учителя. Ведь именно взаимодействие учителя и учащихся позволит решить самую важную задачу образования: научить и воспитать.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Агапова, Д.В. Формирование перцептивной компетенции аудирования как компонента межличностного общения у студентов I-II курсов языкового факультета (На примере английского языка): дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Д.В. Агапова. – СПб., 2004. – 212 c.
  • Азимов, Э.Г. Современный словарь методических терминов и понятий (Теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М. : Русский язык, 2018. – 446 с.
  • Зимняя, И. А. Психология обучения иностранному языку в школе / И. А. Зимняя. – М., 1991 – 222 с
  • Леонтьева, Т. П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе: материалы респ. конференции. – Минск, 1995. – С. 61-74.
  • Мисюркеева, С. А. Аудирование - один из важнейших приемов в обучении иностранным языкам / С.А. Мисюркеева // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2005. - №1. – С. 61
  • Новиков, М.Ю. DVD как средство обучения аудированию / М.Ю. Новиков // ИЯШ. - 2007. - № 1. С.18-21.
  • Суховерхова, О.В. Обучение аудированию: к вопросу о видах аудирования в научной литературе / О. В. Суховерхова // Перспективы науки. – 2019. - №11. – С. 138-145
  • Яковлева, О. И. Методические аспекты обучения аудированию / О.И. Яковлева // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. – 2012. - № 2. – С. 72-76
  • Barry, T. Video in action / М. Barry. – Longman, 1991. – 124 р.
  • Brown, H. D. Teaching by principles : An interactive approach to lang. pedagogy / H. D. Brown. - Upper Saddle River (N. J.) : Prentice Hall regents, Cop. 1994. - XII, 467 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Listening Comprehension Test

10th form

  1. You will hear five different employees talking about what makes a good boss. For questions 1-5, choose which of the opinions (A-F) each speaker expresses. Use the letters only once. There is one extra letter which you do not need to use.

Speaker 1                   

1.

Speaker 2                   

2.

Speaker 3                   

3.

Speaker 4                   

4.

Speaker 5

 

5.

A good boss should:

A allow staff to take decisions

В encourage staff to work in teams.

С listen to complaints from staff.

Dgive information on individual progress.

E have good qualifications

F set an example of hard work.

 

 

  1. You will hear an interview with Elizabeth Holmes about her experience working in Africa, For questions 1-10, complete the sentences.

Volunteering in Africa

Elizabeth worked for a ………………………………………………. (1) before she went to Africa.

Elizabeth first found out about working as a volunteer from a ……………………………………………..(2) she saw at the dentist's.

The course in London that Elizabeth attended was called………………………………………...........................................(3).

Elizabeth's job in Africa was to teach………………………………………………………………………..(4) how to market their goods.

On arrival in Africa, Elizabeth spent ………………………………………………………… (5) doing a training course with other volunteers.

Elizabeth used a ………………………………………………(6) to travel short distances in Africa.

Elizabeth feels that she got on best with ……………………………………………………(7) in the area of Africa where she lived.

Back in England, Elizabeth found that she was disturbed by the ………………………………………………………..(8)in the city.

At the moment, Elizabeth buys and sells…………………………………………………………………. (9) from Africa.

Nowadays, Elizabeth spends more time on her favourite pastime, which is ……………………… ……………………………………… (10)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

VIDEO “TOP 5 MUSIC FESTIVALS IN THE UK”

https://www.youtube.com/watch?v=SXvQ3XzxB-4

1a Pre-viewing

1 Read the sentences (1-6), match the words in bold to their definitions (a-f).

  • Creamfields still remains a trailblazer to this day.
  • Reading music festival is a rite of passage for young music fans.
  • Young music fans are drawn by the festival’s huge rock-centric
  • Parklife showcases a top-tier lineup.
  • Kicking things off is the one and only Glastonbury.
  • Festival fans can hardly forget the off-the-wall experiments with the music.
  1. a ceremony or event that marks an important stage in someone’s life;
  2. people who will perform at an event;
  3. to show the best qualities of something;
  4. being the first to do something new;
  5. starting or beginning smth;
  6. surprising and unusual.

 

1b Viewing

1 Watch the video. Complete the fact file of the festivals presented.

festival

type

performing artists/music

special features

Glastonbury

 

 

 

Creamfields

 

 

 

Reading and Leeds

 

 

 

Wireless

 

 

 

Parklife

 

 

 

2 Watch the video for more facts. Choose the right answer.

1) Glatonbury is home to more than____ stages and areas.

  1. a) 100 b) 200 c) 180

2) Creamfields is held every _____ _____ holiday.

  1. a) Autumn bank b) August bank c) April bank

3) The UK’s ______ music festival is Reading.

  1. a) oldest b) newest c) most popular

4) Wireless is held in ________ _____.

  1. a) London City b) London Tube c) London Park

5) Parklife started in _____ in ______.

  1. a) 2010, Manchester b) 2012, Newcastle c) 2010, Leeds

 

1c Post-viewing

Work in pars. Look at the posters of the music festivals, which would you like to attend? Why? Explain your choice to the partner.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

VIDEO “TEENS AND SOCIAL MEDIA”

https://www.youtube.com/watch?v=7QWoP6jJG3k

1a Pre-viewing

1 How is social media affecting teens? Answer the questions before watching the video.

  • What are the most important values for the teens today? Make a list of 3 values and share with the class.
  • Do you think the priorities of the teenagers have changed with the advent of social media? In what way?

1b Viewing

1 Match the words and phrases with their definitions. In what context are they used in the video?

1.                to confound sb

a)                using computers and the internet

2.                to crave sth

b)               thinking about your own feelings and behaviour, and the reasons that may lie behind them

3.                wired

c)                 to confuse and surprise very much surprise someone, so that they are unable to explain or deal with a situation

4.                daydreaming

d)               very busy or active

5.                empathy

e)                 to have a very strong feeling of wanting something

6.                self-reflection

f)                 the ability to share someone else's feelings

7.                on the go

g)                thinking about pleasant things that you would like to do or have happen to you, instead of thinking about what is happening now

2 Watch the video from CBC news, LA about the values of today’s teens and answer the questions:

  • Can social media change teens’ life priorities? What are their main values today?
  • What concepts are TV shows communicating to kids?
  • What is the “dark side of the wired world”? What is cyber bullying?
  • How does a non-stop use of mobile phones influence our brain?
  • Why is it hard for teens to learn empathy?
  • Why is daydreaming important for kids’ development?

1c Post-viewing

Discuss in small teams:

  • Do you agree that excessive use of social media makes young people more cruel and pragmatic?
  • Must parents teach their kids the “safety rules” of being online? In what way?
  • Do social media really change our life priorities? Is it for the better or for the worse?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

          The Best Job

Цель и задачи урока

Практическая цель: совершенствовать умения восприятия и понимания англоязычной речи на слух.

Развивающие задачи: развить у учащихся логическое мышление, речевую догадку; развить навыки парной работы.

Образовательные задачи: совершенствовать лексические навыки по теме.

Воспитательные задачи: повысить мотивацию, воспитать уважение к различным профессиям и труду, профориентация.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, парная

Средства: проектор, экран, смартфоны, видеоматериалы, раздаточный материал.

 

Этап урока

Задачи

Содержание урока

Режим работы

Время

1.Организационный этап

-Введение в атмосферу иноязычного общения

-Создание благоприятной обстановки для работы в классе.

- Hello!

- I’m glad to see you!

- How are you today?

- Today we will discuss a very interesting and important topic. And it may be somehow connected with your future.

But you should guess it by following my instructions.

T

T-Gr

1,5 мин.

1.                 Языковая зарядка

-распознавание темы урока

- развитие логического мышления

- работа с медиа изображениями

- Look at the pictures on the screen. What can you see in these pictures? What do all these pictures have in common?

- So what is our topic today?

Yes, our topic today is “Jobs”, “The Best Job in the World”

T-Gr

1 мин.

-                    Речевая зарядка

- настроить учащихся на общение

Now I want you to watch a short video.

Note down the names of jobs.

Did you like the jobs?

Which ones do you find the oddest?

Which one would you like to try? Why?

Which one would you never try? Why?

T-Gr

P1,P2

6,5 мин.

-                    Предтек-стовый этап

- снятие языковых трудностей

Now we are going to watch a video about some more strange jobs. All of them are suggested in Australia.

Do you know Australia well?

Let’s do the pre-watching task.

Which five activities can you do in Australia? Tick all the correct answers.

T-Gr

Gr

P1, P2

4мин.

 

4. Текстовый этап

-прослушивание аудиозаписи

-выполнение упражнений

- выполнение теста на мобильных телефонах

- And now let’s watch  the video about the “best job in the world” competition and do the exercises to practice and improve your listening skills.

Let’s do this exercise while you are watching. Complete the gaps with the correct word.

Let’s watch the video again. Try to remember more information about each of the job. You have the table with the names of the jobs.

And now let’s see what you’ve remembered.

I suggest you to do the test on your mobile phones.

Put the job requirements with the correct job.

T-Gr

Gr1-Gr2

20 мин.

5. Послетекстовый этап

- активизация лексического материала в устной монологической речи

You’ve learned about some interesting jobs in Australia.

Let’s answer some questions:

Which of these jobs would suit you? Why?

I’d like to … because …

I’m good at … (-ing)

I enjoy … (-ing)

I’minterestedin …

T-Gr

P1,P2

8 мин.

6 Домашнее задание

-объяснение домашнего задания

At home you should write a 200 words essay on the topic «The Job of my Dream», using the information you’ve learned today

T-Gr

2 мин.

7. Выставление отметок. Рефлексия

- выявление достоинств и недостатков проведённого урока.

-Your marks for today…

- Did you like the lesson?

- What did you like most of all?

Thank you for the lesson. See you next time.

T-Gr

2 мин.

Комплекс упражнений для уроков английского языка по теме "Best Jobs" XI класс с применением видео

  1. Preparation: multiple selection

Do this exercise before you listen. Which five activities can you do in Australia? Tick () all the correct answers.

 

…………. get to know aboriginal culture

…………. look at dinosaur fossils

…………. learn how to cook traditional, local curries

…………. go skiing

…………. visit ancient Inuit monuments

…………. enjoy a firework display at New Year

…………. see lions and tigers in the wild

…………. go surfing

 

  1. Check your understanding: gap fill

Do this exercise while you listen. Complete the gaps with the correct word.

  1. The organisation Tourism Australia is offering six jobs, for six ________.
  2. If you want one of these jobs, you have to make a short ____________.
  3. The job of outback adventurer is for someone with a passion for___________ life.
  4. Job number two is a park _______________ in Queensland.
  5. The wildlife caretaker job on Kangaroo Island is for someone who loves__________.
  6. If you’re not an outdoor person, the next job is for someone whose talents are in ________.
  7. The taste master will need to _____________ about food as well as enjoy eating it.
  8. The final job is based in ______________.

 

outback adventurer

 

park ranger

 

wildlife caretaker

 

lifestyle journalist

 

taste master

 

chief funster

 

 

Which of these jobs would suit you? Why?

I’d like to … because …

I’m good at … (-ing)

I enjoy … (-ing)

I’m interested in …

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица 1. Результаты теста учащихся XI-х классов

Отметка

XI «А» класс

XI «Б» класс

Январь

2019/2020

учебный год

Январь

2020/2021

учебный год

Январь

2019/2020

учебный год

Январь

2020/2021

учебный год

9-10 баллов

2

4

2

2

7-8 баллов

8

10

8

6

5-6 баллов

2

1

2

5

4 балла

3

0

3

3

 

 

 

 

 

 

Опыт работы учителя английского языка Виченковской Ж.Ю.

Использование Instagram в образовательном процессе

https://www.youtube.com/watch?v=ydIf7XaTL8M