Ильина Т.С. План-конспект открытого урока Химия 9 класс

Ильина Т.С. План-конспект открытого урока Химия 8 класс

Химия. Материалы МГИРО

Опыт работы учителя химии Ильиной Т.С.

«Использование в образовательном процессе платформы

Google Classroom»

(материалы из опыта работы)

 

Разработала: учитель биологии и химии

Ильина Татьяна Сергеевна

 

Минск 2020

 

 

 

 

Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение»

 И. Гёте

Введение

Актуализация темы.В современном обществе остро стоит вопрос об улучшении и осуществлении образовательного процесса с использованием Internet – ресурсов. Современные дети имеют гибкий ум и быстрее взрослого человека овладевают информационными технологиями, если взрослому требуется время для ознакомления с программами и приложениями, которые предоставляет Internet, то у детей на это уходит чуть меньше времени.

Сегодня перед образование нависла самое большое препятствие – организация дисстанционного обучения.

Дистанционное обучение — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью Internet-технологий и других средств, предусматривающих интерактивность (электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием средств сети Интернет).

Поэтому перед современным учителем встает самый сложный вопрос: “Как можно осуществлять образовательный процесс с учащимися, которые не могут посещать школу по причине болезни? ”. Ответ на этот простой вопрос найти не так уж легко и быстро. Нужно учитывать ряд не только технических аспектов но и время работы педагога.

Да, дистанционное обучение дает разные возможные варианты использования:

  • совмещение традиционных очных занятий (урок) с дистанционными (например, проведение консультаций, дополнительных занятий для мотивированных детей или, наоборот, для слабоуспевающих);
  • организация постоянной группы обучаемых (киберкласс) из разных учебных заведений (городов, регионов, стран) для прохождения дистанционного курса, за обучением которых следит (консультирует, помогает) куратор;
  • дистанционное самообразование без поддержки куратора.

Необходимо помнить что дистанционное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Цель работы: ознакомится с приложением Google Classroom, позволяющим создавать “киберкласс” и осуществлять образовательный процесс дистанционно.

Задачи:ознакомление с возможностями “киберклассов” для осуществление образовательного процесса; создание курса по учебному предмету; выявление положительных и отрицательных сторон использование программы Google Класс.

 

Глава 1

Описание приложение Google Classroom

 

Google Класс – бесплатный сервис для учебных заведений, некоммерческих организаций и пользователей личных аккаунтов Google (рис. 1). В нем можно создавать курсы, а также назначать и проверять задания. Он экономит преподавателям время, упрощает организацию учебного процесса и коммуникацию с учащимися.

 

Рисунок 1. Логотип Google Класс

 

Преимущества Google Класса:

  • Простая настройка. Преподаватели могут добавлять учащихся курса самостоятельно или отправлять им код для вступления. Настройка курса занимает всего несколько минут.
  • Экономия времени. Создавать, проверять и оценивать задания в электронном сервисе быстрее и удобнее, чем на бумаге.
  • Удобная организация. Задания доступны учащимся в одноименном разделе, а материалы курса (документы, фотографии и видеозаписи) автоматически распределяются по папкам на Google Диске.
  • Быстрая коммуникация. Преподаватели могут делать объявления и мгновенно создавать обсуждения, а учащиеся – делиться друг с другом ресурсами и отвечать на вопросы в ленте курса.
  • Безопасность и доступность. Как и все приложения G Suitefor Education, Google Класс не содержит рекламы, не использует данные учащихся и преподавателей в рекламных целях и предоставляется бесплатно.

Как и любая программа Google Класс требует регистрации учащихся, но это происходит довольно быстро и не требует от учащихся лишних затрат энергии, так как регистрация на курс происходит благодаря аккаунтам, созданным в Google, которые есть у большинства учащихся. Так как многие приложений и игр скаченные через интернет требует создания аккаунта Google.

У учителя может появится вопрос о размещении и проверке заданий, а также их оценивании, комментировании и обратной связи с учащимися.

На эти вопросы у Google Класс есть ответы. Задания хранятся и оцениваются в наборе приложений для повышения производительности Google, которые позволяют сотрудничать между учителем и учащимся или между учащимся и учащимся. Вместо того, чтобы делиться документами, которые находятся на Google Диске учащегося с учителем, файлы размещаются на Диске учащегося и затем передаются для оценки. Учителя могут выбрать файл, который затем можно будет использовать как шаблон, чтобы каждый учащийся мог редактировать свою собственную копию и затем возвращать его для оценки, вместо того, чтобы позволить всем учащимся просматривать, копировать или редактировать один и тот же документ. Учащиеся также могут прикрепить дополнительные документы со своего диска к заданию.

Также Google Класс поддерживает множество различных схем оценки, которые учитель может редактировать согласно нормам. Учителя имеют возможность прикреплять к заданию файлы, которые учащиеся могут просматривать, редактировать или получать индивидуальную копию.

Учащиеся могут создавать файлы, а затем прикреплять их к заданию, если учитель не создал копию файла. У учителей есть возможность следить за успеваемостью каждого учащегося в задании, где они могут оставлять комментарии.

Полученные задания от учащихся могут быть оценены учителем и возвращены с комментариями, чтобы позволить переделать задание и отправить его учителю еще раз. После оценки задания могут редактироваться только учителем, если учащийся не вернет их обратно.

Также учителя могут вести диалог в реальном времени, публикуя объявления в ленте, которые могут комментировать учащиеся, обеспечивая обратную связь.

Учащиеся могут публиковать сообщения в ленте курса, но они не будут иметь такой высокий приоритет, как объявление учителя, и их можно будет модерировать. Множество типов мультимедиа из продуктов Google, таких как видео YouTube и файлы Google Диска, могут быть прикреплены к объявлениям и публикациям для обмена контентом.

Доступ к Классу можно получить через Интернет или через мобильные приложения для Android и iOS.

 

Глава 2

 Использование приложение Google - Classroom в образовательном процессе

 

Для осуществления образовательного процесса с учащимися, которые не могут посещать школу,нами был разработан «киберкласс» для учащихся 7 классов по учебному предмету Биология (рис. 2).

 

Рисунок 2. Главная страница «киберкласса».

 

На главной странице «киберкласса» учащиеся могут увидеть название курса и индивидуальный код курса, благодаря которому смогут присоединится к «киберклассу» по учебному предмету Биология.

В окне «Предстоящие»для учащихся будет размещаться информация о заданиях, которые им предстоит выполнить, а также сроки сдачи, которые назначаются учителем.

Рассмотрим преимущества «Ленты» более подробно. Помимо заданий в ленте учащиеся могут вести диалог в режиме реального времени, оставляя комментарии под объявлениями учителя. Помимо печатного текста в объявлениях можно оставлять видео фрагменты, документы и картинки (рис.3).

 

Учителю важно помнить, что диалог под публикацией видят все учащиеся курса и использовать его для проверки знаний невозможно. Рисунок 3. Публикация объявления или вопроса.

Для этого Google Класс предоставляет возможность в создании заданий по теме урока. Какие возможности открывает учителю функция «Задания»? Разработчики программы предлагают учителю на выбор несколько типов заданий:

  • Материалы (возможно добавить видео, электронную книгу. Используется в качестве размещения дополнительного источника информации по теме, так как в данном типе задания отсутствуют критерии оценивания и сроки сдачи);
  • Задания (возможно добавить видео, картинки, документ, содержащий в себе задания для выполнения учащимися (вопросы, задачи, таблицы). Можно использовать для размещения письменного домашнего задания или классной работы, в данном типе задания отсутствуют критерии оценивания и сроки сдачи);
  • Задание с тестом (возможно добавить видео, картинки, документ, содержащий в себе задания для выполнения учащимися (вопросы, задачи, таблицы). Можно использовать для размещения письменного домашнего задания или классной работы, в данном типе задания присутствуют критерии оценивания, сроки сдачи, шаблон для заполнения Google Формы);
  • Вопросы (в данном типе задания присутствуют критерии оценивания, сроки сдачи. Можно использовать как источник диалога с одним или группой учащихся. Данный тип задания можно применять для группы мотивированных учащихся, так как другие учащиеся не смогут отвечать на этот вопрос);
  • Тема (создание блока заданий, объединенных одной темой урока с разным типом заданий).

Подробно удобство функции рассмотрим на примере созданного задания с типом «Задание с тестом» для проведение учебного занятия посвящённого теме «Плоды» с использованием возможностей приложения Google Класс (рис. 4).

Рисунок 4. Внешний вид задания в приложении Google Класс.

 

Пожалуй, начнем с плюсов: каждое задание архивируется в отдельный модуль, в котором учитель может разместить материалы,  необходимые для усвоения темы урока. Это удобно, так как учащимся не придется искать задания по теме по всей «Ленте», а у учителя будет возможность увидеть сколько учащихся выполнило задание. Какие приоритеты есть у учителя при создании заданий в модуле Google Класс?

Учитель может прикрепить несколько видов дидактических материалов к уроку:

  • презентацию PowerPoint;
  • видео YouTube;
  • электронную книгу или рабочую тетрадь в формате pdf;
  • документ World с заданием;
  • Google Формы;
  • Таблицы Excel.

Серьезная задача с которой мы столкнулись в ходе разработки заданий для курса - лабораторная работа, которая предусмотрина в учебной программе по данной теме. В данном случае возможно несколько вариантов ее проведения:

  • Прикрепление электронной рабочей тетради к модулю;
  • Перевести задания из рабочей тетради в документ World и разместить его в модуле;
  • Использование Google Формы.

На наш взгляд, эффективным было использование Google Формы (рис. 5). Так как GoogleForms — это приложение для администрирования опросов. Это простой, удобный и надёжный инструмент. Он интуитивно понятный, лёгкий в освоении, быстро внедряется и, что немаловажно, бесплатный. Важно отметить простой, лаконичный дизайн внешний вид которого можно кастомизировать в соответствии с предложенными темами и даже создавать темы самостоятельно. При оформлении можно использовать картинки и видео.

Рисунок 5. Внешний вид Google Формы.

 

Если говорить о составлении вопросов в Google Форме, у учителя есть право выбора от простых открытых вопросов, где учащиеся могут сами ввести с клавиатуры ответ, состоящий из одного слова или словосочетания, до целого абзаца, так и вопросы с выбором одного или нескольких вариантов ответа (рис. 6). Пример задания созданного в GoogleForms.

 

Единственный минус, который возник у нас при разработке лабораторной работы в GoogleForms – это проверка задания вручную. Если учитель хочет прокомментировать ошибки учащегося в GoogleForms, то приложению необходимо будет запрашивать адрес электронной почты учащегося для установления обратной связи с учителем.

Тестовые задания также возможно создавать и оценивать с использованием GoogleForms, но разработчики не предусмотрели установления таймера для ограничения времени на выполнения задания, что является большим минусом. Но этот вопрос удалось решить путём предупреждения учащихся заранее о тестовой работе и времени на ее выполнение. После сбора итогов в виде таблицы Excel необходимо удалять задания из общего доступа. Таким образом проведение теста становится возможным.

Необходимо обратить внимание на возможность оценивания и выполнения заданий учащимися с использованием МС-office, предусмотренных программой. Мы рассмотрим преимущества на примере выполненной работы учащегося (рис.7).

 

Рисунок 7. Пример выполненного задания

 

Учитель проверяет высланный ему документ вручную, что открывает перед ним ряд возможностей. Примером такой возможности является функция вносить правки в текст в виде комментариев, которые можно оставлять как в тексте работы так и к самой работе в целом.

Что это может дать учителю? Это обеспечит диалог с учащимся и даже дополнительные вопросы в режиме реального времени (если учащийся тоже находится в приложении). У учителя также есть возможность возврата работы учащемуся, если она выполнена неправильно.

Несомненно одним из плюсов программы является выставление оценок и отметок. Разработчики программы сделали это возможным, разместив все задания в виде таблицы

 

Благодаря удобству и лаконичности учитель может отслеживать не только успеваемость учащегося, но и его добросовестное выполнение к работе.

 

ВЫВОД

 

Преимущества программы Google Класс:

 

  • Организация учебного процесса по изучению отдельного учебного предмета;
  • Создание модулей с заданиями по темам учебного предмета и удобство организации лабораторных и практических работ по предмету;
  • Контроль сроков выполнения заданий по предмету;
  • Выставление отметок в программе, а также возможность комментировать ошибки при выполнении заданий;
  • Обмен информацией учитель - учащийся, учащийся -учащийся в виде публикаций в ленте;
  • Наполнение курса различным дидактическими материалами разной формы (картинки, книги, документы, видео, GoogleФормы);
  • Возможность присылать учителю задания на проверку не только в виде документов, но и в виде фото.

Недостатки программы Google Класс:

  • Нет возможности проведения тестовых работ;
  • Идентификация учащихся. (Обязательно обращать внимание учащихся на указание фамилии и имени при выполнении работы);
  • Затрата времени на создание, проверку и оценивание задания в электронном сервисе вручную (для нахождения ошибок учащихся, неправильном заполнении бланков ответов, не предусмотренных программой: маленькая буква, знаки препинания, пробелы);
  • Ошибки в умении учащихся выполнять работу в электронном режиме с использованием материалов программы.

 

Литература

 

  1. Приложения в GooglePlay – GoogleClassroom[Электронный ресурс] // https://play.google.com/store. (Режим доступа: 15.20)
  2. Google Класс — Википедия[Электронныйресурс] //https://ru.wikipedia.org/wiki/GoogleКласс. (Режим доступа: 15.07.20)
  3. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]// http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionnivseobuch.