Уроки и презентации по темам СП, ССП, СПП, БСП, ОП, ОПП, словосочетание
Профильное обучение. Русский язык.
Уроки и презентации по темам СП, ССП, СПП, БСП, ОП, ОПП, словосочетание
№ |
ТЕМЫ УРОКОВ |
ССЫЛКИ |
1. |
Сложное предложение |
https://youtu.be/x-x1qco-G3Y |
2. |
Союзы и значения сложносочиненных предложений |
https://youtu.be/2iTj83P4I3A |
3. |
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях |
https://youtu.be/vDsLLeJGOE4 |
4. |
Виды придаточных предложений |
https://youtu.be/FWNiLadYNLw |
5. |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придат. |
https://youtu.be/7BMsdMeX3-U |
6. |
Строение сложноподчинённых предложений |
https://youtu.be/ui7lZRSnUZw |
7. |
Бессоюзное сложное предложение |
https://youtu.be/emwP92keuN4 |
8. |
Бессоюзное сложное предложение (запятая и точка запятой) |
https://youtu.be/8hGGiwgymeg |
9. |
Бессоюзное сложное предложение (тире) |
https://youtu.be/h0rnWaaucI8 |
10. |
Бессоюзное сложное предложение (двоеточие) |
https://youtu.be/XQzm5AH-CaI |
11. |
Бессоюзное сложное предложение (вариативная пунктуация) |
https://youtu.be/Z2-EO97Q7IQ |
12. |
Сложное предложение с разными видами связи |
https://youtu.be/aN8z6mScP4w |
13. |
Односоставные предложения |
https://youtu.be/z-n96sDtyBc |
14. |
Определённо-личное предложение |
https://youtu.be/xFJJ3LBJ3r0 |
15. |
Неопределённо-личное предложение |
https://youtu.be/RId1r1UhNf8 |
16. |
Безличное предложение |
https://youtu.be/aj6y19qUBJM |
17. |
Назывное предложение |
https://youtu.be/AaRQjgOjpYc |
18. |
Осложнённые предложения |
https://youtu.be/JmHvPrcyO5c |
19. |
Словосочетание |
https://youtu.be/iEj-fuie4RI |
20. |
Виды подчинительной связи |
https://youtu.be/_ZYm-xkBNSk |
Карточки - задание по теме "ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ".
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.
ОМОНИМЫ.
КАРТОЧКА 1
1. Как называются такие слова, которые даны ниже __________________________________________________________________
Дай определение этого термина _________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.
2. Зачеркните слово, которое не входит в синонимичный ряд.
Радость, отрадный, весёлый, потешный.
Играться, развлечение, баловаться.
Лакомка, сладости, сладкий, сластёна.
3. Четыре значения слова "земля" замените синонимами и запишите:
1. Космическое тело (Луна - спутник Земли). _______________________________________
2. Территория без воды (Моряки заметили землю). __________________________________
3. Плодородный слой (Трактора вспахивают землю). ________________________________
4. Место, где родился и вырос (Возвращаюсь на родную землю). ______________________
Слова для справок: планета, суша, почва, родина.___________________________________
КАРТОЧКА 2 1. Прочитайте словосочетания. Укажите, используя условные обозначения, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.
Плачущая сосулька; плачущий ребенок; дремлет лес; дремлет собака; разыгравшиеся волны; разыгравшиеся дети; спят цветы; спят дети; крылатый звук; крылатая ракета; волнистое облако; волнистые волосы.
2. Используя понравившиеся вам словосочетания со словами, употребленными в переносном значении, напишите сочинение-миниатюру о природе.
|
КАРТОЧКА 3 1. Обозначьте в таблице записанные словосочетания соответствующим знаком: употреблённые в прямом значении (+), в переносном (-). Серебряный голос, хрустальные капли росы, улыбается ребёнок, льётся песня, свежий батон, кипит суп, кипеть от злости, острый нож, острый взгляд, острое слово, чистая совесть, чистые руки.
2. Составьте и запишите словосочетания, в которых каждое из указанных слов выступило бы в разных значениях. Как называются такие слова? Корень __________________________________ Мягкий _________________________________ Ходить __________________________________ |
КАРТОЧКА 4 1. Определите лексическое значение выделенных слов. В случае затруднений справляйтесь в толковом словаре. 1.Вид растения; здоровый вид; альбом с видами Крыма. 2. Ему везет; везет песок; везет массу новостей. 3. Лисий мех; ходить в мехах; кузнечный мех. 4. Карнавальный наряд; наряд на уголь; наряд милиции. 5.Сделать добро людям; чужое добро. 2. Напиши, что такое омонимы _____________________________________ ______________________________________________________________________ Найди омонимы в стихотворении, подчеркни. Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки.
|
КАРТОЧКА 5 1. Найди «лишнее» в ряду словосочетаний. Грустит подсолнух, грустит собака, грустит девочка. Малыш спрятался, огурцы спрятались, кот спрятался. Ливень прыгает, воробей прыгает, лев прыгает. Золотые кольца, золотой браслет, золотые листья. 2. Прочитайте «вредный совет» Г.Остера. В каком значении употребляется слово «мягкий»? Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А навстречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню: В кухне твердый холодильник. Тормозите лучше в папу, Папа мягкий и простит. 3. Найдите однозначные и многозначные слова. - Сбрасывают елки и сосны иголки? - Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок. - Видела. А вот голых елок не видела, - задумчиво сказала Алена. |
СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ
КАРТОЧКА 1 1. Как называются такие слова, которые даны ниже __________________________________________________________________ Дай определение этого термина _________________________________________________________________ _____________________________________________________________ Влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться. 2. Зачеркните слово, которое не входит в синонимичный ряд. Радость, отрадный, весёлый, потешный. Играться, развлечение, баловаться. Лакомка, сладости, сладкий, сластёна. 3. Четыре значения слова "земля" замените синонимами и запишите: 1. Космическое тело (Луна - спутник Земли). _______________________________________ 2. Территория без воды (Моряки заметили землю). __________________________________ 3. Плодородный слой (Трактора вспахивают землю). ________________________________ 4. Место, где родился и вырос (Возвращаюсь на родную землю). ______________________ Слова для справок: планета, суша, почва, родина.___________________________________ |
КАРТОЧКА 2 Выполни тестовые задания. А) Найти неверно составленную пару антонимов: Трудолюбивый – ленивый. Молодость – старость. Справа – слева. Низкий – высоко. Б) Найти однокоренные антонимы: Правда – ложь. Друг – враг. Счастье – несчастье. Дело – безделье. В) Найти глаголы-антонимы, образованные при помощи приставок: Налить – разлить.
|
КАРТОЧКА 3 1. Подберите синонимы к иноязычным словам: Турист_____________________________ Аккуратный____________________________ Коллекционировать_____________________ Ароматный___________________________ Аплодировать_________________________ Алфавит________________________________ 2. Вставьте подходящее по смыслу слово. (Синоним слова ненастоящий). Собака повела пограничников по __________________________следу. Его _______________________болезни причинили ему много хлопот с окружающими. У задержанного были _______________________документы, он жил под … именем. 3. Напиши антонимы к словам: Оптимизм _________________________ Зажигать __________________________ Труженик _________________________ Щедрый ___________________________ Медлить ___________________________ Доверие ___________________________
|
КАРТОЧКА 4 1. Подобрать антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях. Мелкий дождь – ____________________ Мелкая река – _____________________ Свежий вид – ______________________ Свежая новость – ____________________ Золотое сердце – ________________________ Золотое кольцо – _______________________ Сладкий плод – _______________________ Сладкое лекарство –_______________________ Мягкий взгляд – __________________________ Мягкая постель – ____________________________ 2. Вставьте слова, противоположные по значению. Одна лодка близко, а другая ____________________. Дерево растёт на правом берегу реки, а куст на ______________. К лодке подходят двое мужчин, один высокий, а другой _____________. У младшего ноша лёгкая, а у старшего_____________________________.
|
КАРТОЧКА 5 Разгадай кроссворд.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Антоним к слову «холод». 2.Антоним к слову «ночь». 3.Синоним к слову «озорник». 4.Синоним к слову «пламя». 5.Синоним к слову «путешественник». 6.Синоним к слову «алфавит». 7.Синоним к слову «гигант». Ответы: 1.Жара 2.День 3.Шалун 4.Огонь 5.Турист 6.Азбука 7.Великан.
|
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
КАРТОЧКА 1 Запишите одним словом, что означают приведенные выражения: • взять себя в руки _______________________________________ • прибрать к рукам _______________________________________ • не верить своим ушам___________________________________ • носа не показывать______________________________________ • надувать губы__________________________________________ • ходить перед кем-либо на задних лапках_____________________________________ • за животики хвататься_____________________________________________________ • не стоять на одном месте __________________________________________________ • плясать под чью-либо дудку________________________________________________ • ездить на ком-либо верхом _________________________________________________ Слова для справок: успокоиться, украсть, не появляться, обижаться, прислуживаться, смеяться, развиваться, совершенствоваться, подчиняться, эксплуатировать, удивиться КАРТОЧКА 2 «Найдите пару». Дайте толкование фразеологизмам. • В два счета не покладая рук • в двух шагах в мгновение ока • (работать) в поте лица рукой подать • (держать) в ежовых рукавицах мухи не обидит • витать в облаках со всех ног • во всю прыть строить воздушные замки • воды не замутит в черном теле • непочатый край тертый калач • стреляный воробей конца-краю не видать • сгущать краски делать из мухи слона
|
КАРТОЧКА 3 1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологические обороты. 1.Отец ни на что не жаловался и только короткой припиской сообщал, что малость вышел из строя и лежит в госпитале. 2. Делать нечего, пришлось возвращаться в условное место с пустыми руками. 3. На всякий случай мы версты три дали крюку по городскому валу. 4. По глупости я заранее не договорился с Алексеем Кузьмичом, а ведь, вы знаете, он купец прижимистый: опасаюсь, что шкуру сдерет за работу...… 5. Ходит слух, что уж не первый раз команда бросала его посреди рейса. Что же?! На его век дураков хватит! 6. Много воды утекло с тех пор, а я все не могу забыть эту встречу. 2. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы. 1. 14 29 26 10 15 1 33 3 16 9 15 33. 2. 14 21 12 10 20 1 15 20 1 13 1. Ответ: мышиная возня; муки Тантала. Мышиная возня – хлопоты, суета из-за мелочей, пустяков; муки Тантала (танталовы муки) – невыносимые страдания из-за недосягаемости желаемого, которое кажется таким близким.
|
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА. ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА.
КАРТОЧКА 1 Замените устаревшие слова синонимами: брадобрей ____________, очи _________, десница ____________, ланиты ____________, выя ___________, чело _______________, рамена ___________, баталия _____________, уста __________, глаголет ____________, перст ___________, длань ____________, брег _____________ .
|
КАРТОЧКА 2 Замените иноязычные слова русскими синонимами: Алфавит ___________________, абзац __________________, Абсурд ____________________, прогресс _______________, Космос ____________________, мираж _________________ , Диалог ____________________, антракт ________________ .
|
Демонстрационные материалы по теме "Лексика. Фразеология"
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Термины и их определение |
Примеры |
|
Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению, различающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи (т. е. в разных стилях) |
Влажный, сырой, мокрый Отворить, открыть, распахнуть. |
|
Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению. |
Громкий - тихий Далеко - близко |
|
Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений, сходных по какому-либо признаку. |
Иголка - сосновая, швейная, иголка ежа
|
|
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но абсолютно разные по лексическому значению. |
Коренной (житель) Коренной (вопрос) |
|
Заимствованные слова – слова, «пришедшие» к нам из других языков |
Фонарь, абажур, алоэ; масса, касса; гуашь, дуэт; герб, скелет, парикмахер |
Подсказка! Фонетические признаки: 1.присутствие букв э, ф, начальная буква а; 2. наличие долгих согласных, сочетаний согласных бю, вю, кю, ге, ке, кд, гб; 3.соседство двух и более гласных в корне слова; 4. несклоняемость существительных
|
Устаревшие слова – слова, которые вышли из активного употребления |
Длань – ладонь, рамена – плечи, ланиты - щёки |
|
Неологизмы – слова, недавно появившиеся в языке |
Селфи, креатив, блокбастер |
|
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Значение имеет весь фразеологизм. |
Сесть в калошу, бить баклуши, рог изобилия, играть роль, иметь значение. |
|
Профессиональные слова – слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. Термин- слово, обозначающее понятие какой-либо области науки, техники, искусства |
Пюпитр, мольберт, трап (лестница), камбуз (кухня на судне)
Синус, косинус (матем.), орфоэпия, фонетика (лингвист.) |
КИМы по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Объяснительный диктант
Лотос
Цветок лотос - символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить людей, которые себя не покорились злу и тяжёлой судьбе.
Зацветает лотос в июле, а толпы восхищенных людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями лепестков лотос производит неизгладимое впечатление, а характерный шелест его листьев напоминает печальную мелодию. «Лотос - друг солнца», - писали в священных книгах Индии.
Чудесный цветок чарует зрителей всего три дня, и после только его листья продолжают стоять на воде.
Задание.
Объяснить постановку знаков препинания в предложениях. Найти сложные предложения, подчеркнуть грамматические основы, указать, чем выражены главные члены предложения.
Проверочные диктанты
1
- Черной стрелой промелькнула крупная птица, и вскоре долетел ее протяжный жалобный крик. (Г.Корольков)2. Когда студеным мартовским утром я приоткрываю окно, перестук маленьких барабанов наполняет комнату.(Г.Корольков) 3. Она подняла голову и увидела, что на мосту стояла девочка. 4. Они прошли сквозь зеленый коридор джунглей и вышли на другую сторону поляны. (В.Мелентьев) 5. Машина остановилась, и все вышли на прибрежный песок.(В.Мелентьев) 6. Я направился к тому месту, где вчера охотники устроили привал. (В.Песков) 7. Неожиданно он увидел малышей, которые играли посреди бульвара. (Н.Носов)
Задание.
Подчеркни грамматические основы, союзы выдели в овал.
2
Солнце скрылось за снеговыми хребтами и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако. Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. Только верхняя линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на багровом свете заката. Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на темной лазури.
Задание.
Найти сложные предложения, подчеркните в них грамматическую основу.
Карточки-задания по теме "Главные и второстепенные "
КАРТОЧКА 1
1. Из данных предложений выпиши грамматические основы: 1) Память об этой встрече я сохраню навсегда. 2) Инженер завоевал уважение наших ребят. 3) Прохожие придерживали руками мокрые воротники. 4) Майора сопровождали несколько командиров. 5) Кто-то пел за рекой протяжную песню. 2.Сделай синтаксический разбор предложений (подчеркни главные и второстепенные члены предложения). 1.Шумят деревья за моим окном. 2.По двору неторопливым шагом идет мой отец. 3.Я пришел на обрыв и увидел очаровательную картину. 4.Я долго любовался чудесным небом, необъятными просторами, глубиной озера.
|
КАРТОЧКА 2
1. В указанных ниже предложениях найди подлежащее. а) Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие луки. б) Луг и сад покрывает первый снег. в) Два товарища по улице брели. г) Часовые козырнули генералу. д) Никто не хотел умирать. е) Учиться всегда пригодится. 2. Распространите данные предложения, используя слова для справок. Этот человек страну окружил океаном. Бегут корабли. В городах живут люди. Слова для справок: высокий, свою прекрасную, с пронзительными* глазами, по синим волнам, белоснежные, необыкновенные, с чистыми мыслями и благородными сердцами. Найдите дополнения, обстоятельства, определения.
|
КАРТОЧКА 3 1. Спиши предложения и подчеркни главные члены, укажи, какой частью речи выражено сказуемое. 1) Тускло светит луч лампады. 2) Летом воробьи – самые яростные защитники зелени. 3) Жители нашего села – хорошие охотники. 4) Шубка у лисы теплая, пушистая. 5) Люблю грозу в начале мая. 2. Запиши текст, расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения. Ученые считают что зима начинается 22 декабря. Солнце в этот день поднимается невысоко на небе. Тени длинные а день очень короток. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. 3. Спишите, подбирая обстоятельства. Ребята (когда?) ходили (куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они выходят (откуда?) и собираются (где?). Потрескивают (как?) сухие сучья. (Как?) звучат песни.
|
КАРТОЧКА 4 1) Запиши предложения, подчеркни определения. 2) Мы пошли вдоль реки по красивой лесной дороге. 3) Середину двора занимал колодец из камня. 4) Я давно не писал своим друзьям. 5) В углу висела старая шинель отца. 2. Подчеркни главные члены предложения и определения: 1) Сухие листья тихо шуршат под ногами. 2) Луч солнца осветил вершины могучих дубов. 3) Рожок пастуха нарушил покой уснувшей реки.
|
КАРТОЧКА 5 1. В данных предложениях найди и подчеркни дополнения. 1) Осенью белочка делает большие запасы. 2) Бобры построили сооружения. 3) Брат привез мне интересную игру. 4) Ветер сломал дерево. 5) Солнце осветило пшеничное поле. * Над существительными и местоимениями укажи падеж. 2. С каждым из данных слов составь по два предложения, чтобы в первом слово было подлежащим, а во втором – дополнением. Образец: Мой брат учится в школе. Я очень люблю брата. – Школа, иней. 3. Перепиши, подчеркни дополнения, укажи, на какой вопрос они отвечают. 1) К утру мороз высушил дорогу и тонким ледком затянул лужи. 2) Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов. 3) Наш отряд будет украшать зал, наряжать елку, вручать малышам подарки, следить за порядком.
|
КАРТОЧКА 6 1. Выпиши обстоятельства вместе со сказуемым, поставь вопросы. 1) Боксер молниеносно ответил на удар. 2) Я пропустил много уроков из-за болезни. 3) Дубровский пришел проститься с Машей. 2. Спиши, подчеркни обстоятельства. 4) Он пошел к телефону позвонить. 5) Коршун камнем упал на свою добычу. 6) Я задыхался от изнурительной жары.
3. Произведи синтаксический разбор предложений. 1.Жил человек рассеянный на улице Бассейной. 2. В огромном сборочном цеху висят моторы. 3.Шуршат деревья листьями над гладью. 4.Взлетел на клен пчелиный рой.
|
КАРТОЧКА 7 1. Из данных предложений выпиши обстоятельства вместе со сказуемым, поставь вопросы. 1) Высоко в небе невидимый самолет чертил белые полосы. 2) Утром я иду в лес. 3) Возле зоопарка друзья вышли из трамвая. 4) Боря долго не мог найти правильного ответа. 2. Спиши, подчеркни обстоятельства. 1) В октябре за туманами где-то затерялось прошедшее лето. 2) Некоторое время Аркадий продолжал говорить. 3) С утра было шумно на городских улицах. 4) Внизу шумел бурный поток. 5) Вода падала с огромной высоты. 3. Произведи синтаксический разбор предложений 1.Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю. 2.Волны неслись к берегу и выбрасывали на песок, на камни длинные водоросли, неосторожных рыб, крабов и красивых маленьких ракушек.
|
КАРТОЧКА 8 1. Выпиши обстоятельства вместе со сказуемым, поставь вопросы. 1. Боксер молниеносно ответил на удар. 2. Я пропустил много уроков из-за болезни. 3. Дубровский пришел проститься с Машей. 2. Спиши, подчеркни обстоятельства. 1) Он пошел к телефону позвонить. 2) Коршун камнем упал на свою добычу. 3) Я задыхался от изнурительной жары.
3. Сделай синтаксический разбор предложений (подчеркни главные и второстепенные члены). 1.На мрамор и гранит ложится мягкий свет. 2.Нам из окна телеграфист дает бумажный лист. 3.Здесь вырабатывают ток могучие машины. 4.В классе уютном, просторном стоит тишина.
|
Демонстрационные материалы по теме "Главные и второстепенные "
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
Главные члены предложения (грамматическая основа) |
Подлежащее (кто? что?)
|
Сказуемое (что делает предмет? каков? (какой?) предмет? что такое предмет? кто такой?) (Кто?) Дети (что делают?) играют.
|
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
Дополнение (вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?) ( что?)
Ученики решают задачу. |
Определение (какой? чей?) (какую?)
Ученики решают сложную задачу. |
Обстоятельство (где? когда? почему? как? откуда? куда? зачем?) (когда?)
Вечером мы решали задачу. |