КИМы «ПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

«ПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА»

(таблица 1)

Словарные диктанты

  1. Бегом, звезда, китовый, лосиный, насолить, переломить, раздевалка, увядание.
  2. Босой, завязь, клеенка, копна, молить, носатый, опалить, перегреваться, спина.
  3. Выпечка, зарядить, княжна, локтевой, наградной, облениться, полосатый, раскрошить, сластена, тростинка.
  4. Грозить, полянка, засиять, коренья, обновление, обронить, прописи, сорить.

 

Проверочный диктант

                                                    Осень  в  лесу

          После  тёплых  дней  лета  наступает  золотая осень.  На опушке  леса  можно  найти  подосиновики,  подберёзовики,  скользкие  грузди,  душистые  рыжики.  На  лесных  полянах  краснеют   гроздья  рябины,  а  на  кочках  болота  появляются  ягоды  клюквы.  На дне  лесного  ручья  видна  каждая травинка.

        Лёгкий  ветерок  гонит  облачко  по  прозрачному  небу.  В  тихие  дни  над  землёй  летает  липкая  паутина.

         Птичьи  стаи  начинают  готовиться  к  отлёту  на   юг.  В  дальний  путь  отправляются  дикие  гуси.   Покидают  родные  болота  журавли.  Далеко  разносятся  их  голоса.

        Скоро  зима.

      (79  слов)                                                          (По  И. Соколову – Микитову)

 

Грамматические  задания.

  1. Разобрать слова  по  составу.

1-й  вариант:  лесных,  подосиновики          

2-й   вариант:  травинки,  подосиновики

  1. Выписать  из  текста  по  три  слова  с  орфограммой 

1-й   вариант:  безударные  гласные  в  корне  слова 

2-й  вариант:  звонкие  и  глухие  согласные  в  корне  слова

  

Памятка. Правильно подбираем однокоренные слова

Корень

Однокоренные слова

-бег-

бегать, бегунья, прибежал, бегун, беговой

-бел-

белый, белить, беленький, белить, побелка, белок, белозубый

-берег-

бережок, береговой, побережье, берег

-бол-

болезнь, болеть, больной, болячка, больница, заболеть, боль

-вар-

варить, варенье, сваренный, варит

-весел-

весёлый, веселье, веселиться, весело, весельчак, весёленький

-весн-

весна, весенний, веснянка, веснушки, веснушчатый

-вод-

вода, водичка, водица, водяной, водный, водолаз, водопад

-воз-

возить, повозка, перевозчики, привозить

-глаз-

глазной, глазки, глазок, глазик, глаз

-год-

годовой, годик, годовщина, год

-говор-

говорливый, говор, разговорчивый, поговорка, говорить

-голов-

голова, головушка, головка, головастый, головоломка

-голод-

голодный, голодать, голодание, голодно, голодуха

-гор-

гора, горка, подгорный, гористый, горец, пригорок

-гор-

горе, горюшко, пригорюнился, горемыка, горевать

-гост-

гость, гостья, гостинец, гостиница, угощение

-гриб-

гриб, грибок, грибной, грибник, грибки, грибочки

-двор-

 двор, дворник, дворик, дворовой, дворняжка

-добр-

доброта, добрый, добренький, добро

-дом-

домовой, дом, домик, домище, домашний

-дорог-

дорога, дороженька, дорожный, подорожник, придорожный

-жар-

жара, жарко, жарища, жаркое, жарить

-жал-

жаль, жалко, жалеть, жалость, безжалостный

-звезд-

Звезда, звёздочка, звёздный, звездопад, звездочёт

-звер-

зверь, зверюшки, зверинец, зверский, звериный, зверёк

-земл-

земля, земельный, земелька, землянка, землистый

-зим-

зима, зимушка, зимовать, зимний, зимовье

-коз-

коза, козлик, козочка, козий, козлята

-кол-

колоть, колка, колотый, заколка,

-корм-

корм, кормить, кормушка, кормовой, кормилец, кормёжка

-крас-

краса, красивый, красота, красавчик, красавица

-крас-

краска, красить, покрашенный, красочка

-красн-

красный, краснота, красненький, краснеть, краснуха

-крик-

крик, крикливый, крикунья, кричать, крикун

-лед-

лёд, ледник, ледовый, ледниковый, ледяной, ледокол

-лес-

лес, лесник, лесной, лесистый, лесник, лесок

-лен-

ленивый, лениться, ленивец, лень

-леп-

лепка, лепить, лепнина, слепить, слепленный

-лет-

летать, полёт, перелёт, лётчик, прилетать, слёт

-лист-

листья, лист, листок, лиственный, листочек, листопад

-мороз-

морозный, морозец, морозить, заморозки, изморозь

-мяс-

мясо, мясной, мясце, мясистый, мясник, мясорубка

-нос-

носик, переносица, носовой, нос, носорог, носатый

-нос-

носить, носильщик, носит, выносить, поднос, носитель

-пятн-

пятно, пятнышко, пятнистый

-род-

родной, Родина, родиться, родственник,

-сад-

сад, садовый, садовник, посадить, садик

-свет-

свет, светлый, светильник, светить, световой

-снег-

снег, снежный, снежинка, снеговой, снеговик, снегурочка

-сол-

соль, солёный, солить, солянка, солонка, засол

-темн-

темнота, темнеть, тёмный, темень, затемнение

-трав-

трава, травка, травушка, травинка, травяной, травник

-холод-

холод, холодный, охладить, прохладный, холодина

 

Демонстрационные материалы по теме "Буквы О-Ё в шипящих в конце слова"

Таблица 3. О-Ё-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В, ,

В

               В  и  сущ., прил., нар. на -о, -е

 

      Ж

      Ш      

      Ч

      Щ

Пр.: чёлка, жёлудь

Искл.: шорох, крыжовник, шов, капюшон, шорты, шомпол, чопорный, шок, мажор и др.

 

 

    

 

О

 

     Ж

     Ш

     Ч

     Щ

     Ц      

Пр.: медвежонок, ножом, большой, горячо.

 
   

 

Е

 

     Ж

     Ш

     Ч

     Щ

     Ц

Пр.: пальцем, хорошего,

певуче.

Искл:

1. cущ. с –ёр- (стажёр, ретушёр)

2. cущ. с -  ёвк-  

от глаголов (корчёвка, размежёвка)

 

Запомни: 1. Тушёнка (тушёный); сгущёнка (сгущённый).

                  2. Трущоба, чащоба, но учёба.

Всегда пишется ё после шипящих под ударением

1. В       гл. (печёт, стрижёт )

2. В гл. с -ёвыва- (затушёвывать, выкорчёвывать)

3. В       прич. (увлечённый)                  

4. В «что» в П. п. (о чём)

 

 

Карточки по теме « БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

КАРТОЧКИ ПО ТЕМЕ « БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

 

КАРТОЧКА 1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Объяснить правописание безударной гласной в корне в данных словах, составить с ними словосочетания:  Увидать – увядать, спешите – спишите, обежать – обижать, залезать – зализать, отворить – отварить, разредить – разрядить, умолять – умалять. 

 

КАРТОЧКА 2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

На Урале целые р…ды зарастающих озер.  Если посм…треть с х…лма, увидите п…л…су б…р…гов.  Замечательно то, что образовавшиеся т…рфяники сохр…нили в…дяной уровень – он в долинах пон…жается.  Почва колышется под сап…гами, как пол…тно материи, в других м…стах н…га вообще проваливается. Кое-где есть полузат…нувшиеся лопухами "окна”, не зам…рзающие и в ж…стокий м…роз.

 

  

КАРТОЧКА 3

Спиши словосочетания. Подчеркни безударные гласные, проверяемые ударением. Подбери проверочные слова.

Раздаваться в тишине, прославлять героя, соединить провода, увязать в трясине, исчезать в ночи, удаляться от берега, проливать воду, световая камера, грозовая туча, часовая цепочка, видно издалека, цветочный аромат, потемнеть от сырости, наслаждаться картиной, выкопать яму.

 

  

КАРТОЧКА 4

Спиши словосочетания. Подчеркни безударные гласные, проверяемые ударением. Подбери проверочные слова.

Распрямить плечи, относиться заботливо, бегущая вдоль реки тропинка, выглянуло из-за туч, кормить птенцов, удивительная жизнь, большая картина, задавать тон, бродить по просеке, поливать фиалки, приближаться к лесу, косматые дожди, веселые полянки.

 

 

КАРТОЧКА 5

Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания:  Развевался – развивался, примерять – примирять, поласкать – полоскать, поседел – посидел, слезать – слизать, запевать – запивать, посветить – посвятить. 

 

 

КАРТОЧКА 6

1. К каждому проверяемому слову подберите проверочное, графически обозначьте орфограмму:

Сп… ши предложение, сп… ши на поезд, сл… зать с лестницы, пос… деть на стуле, пол…скать кошку, зап…вать песню, сл…зать с ложки, пол…скать бельё, зап…вать лекарство.

2. Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания:  Сторожил – старожил, чистота – частота, сжевать – сживать, далекий – долина, скрепить - скрипеть. 

 

КАРТОЧКА 7

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму. В…лна, с…довый, л…гчайший, ст…р…на, в…сенний, з…л…той, л…сица, м…довый, ж…леть, ш…лить, п…стух, объед…нение, пл…тить, прел…сть, д…лина.

 

КАРТОЧКА 8

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова. Выделите корни, подчеркните орфограммы. Быстро заш…гать, д…лекие края, заграничные п…спорта, под…рить цветы, нар…диться в новое платье, расск…зать о прогулке, присоед…ниться к группе, объед…ниться в союзы, погл…деть вверх, посв…тить фарами, разл…мать забор, пос…дить яблони, разв…зать узлы, запл…тить за билет, пок…зать картину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безударная гласная в корне слова

Таблица №1

   Безударные гласные в корне слова

 

 

    Проверяемые безударные                   Непроверяемые безударные                      Чередующиеся

                   гласные                                              гласные                                             гласные

 

Орфограмма

Алгоритм действия

Пример

Проверяемые безударные гласные

1. Найди в слове корень.

2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.

3.  Измени слово или подбери родственное.

4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Проверь  написанное.

дома-дом-домик

Непроверяемые  безударные гласные

Проверь написание слова по орфографическому  словарю

Запомни!

багровый

Чередующиеся  гласные

Написание гласной может зависеть от ударения, конечной согласной корня, суффикса а, лексического значения корня.

 

загорать,

вырастать,

приложение, убирать, коснуться,

вымокнуть.

 

 

 

 

КИМы по теме «ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

«ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Словарные диктанты

  1. ЗапИраю, застИлаю, выстЕлю, заблЕстеть, раздЕру, вытЕреть, сжИгаю, пробИрается, зажечь, выдЕру, умИрают, почИтаю, устИлаю, обжИгаю, пробИрались, разбЕру, дочИтаю, обжЕчь, запЕреть, избЕру, подбИрались? задЕру, настЕленный, протИраю, забЕру, убИрались, настЕлю, набЕру, затЕреть, разбИрались, растЕреть, перестИлаю, вымИрают, перебИрает, прожИгаю, перестЕлю, выбЕрется.
  2. КАсательная, прикОснуться, предлОжить, предлАгать, предлОжение,

излАгать, прилАгательное, озАрять, зОренька, зАрница, зАря, зОрька,

подгОрать, подгОреть, загАр, загОрелый, подгОреть, выгОреть, слАгаемые, вырОсли, вырАстать, вырАщенный, возрАст, рАстительность, неприкОсновенный, слОжение, гОрелка, гОрит.

 

Выборочный диктант

  1.  

  Распределите слова в два столбика:

  а) с гласной е в корне;

  б) с гласной и в корне.

  Убирать, уберу, выстилать, выстелю, сжег, сжигать, растираюсь, растереться, выберу, выбирать, замереть, замирать, блестящий, блистать, вычитать, вычитание, вычесть, поджигать, разжег, забирать, заберу, разжигать, выжег, опереться, настеленный, настилать, вымирают, натираю, подберу.

2.

 Выпишите из предложений слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Графически объясните выбор гласной в корне.

Под золотом зари берёзовый листок. Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало. Тихо ночь ложится на вершины гор. Я предполагал, что льдина где-то уткнётся в песок моего берега. В коллекции сада насчитывалось пятьдесят видов растений. Рёв нарастал, заполняя весь мир, раздирая уши. И долго потом на обгорелых холмах не росла трава. Фонари за косым деревянным забором горели загадочным и неземным светом. В зарослях травы прошелестел ветер. Он наклонился над письменным столом и стал перебирать бумаги. Вверху, почти касаясь снежного склона, плыло огненное облако. Песок ложился вытянутыми ровными грядами.

Проверочные диктанты

1.

  Избирать депутатов, пробираться через заросли, соберут урожай, растирать мел, запереть дверь, собираю грибы, замереть от ожидания, запираюсь на ключ, подбирать колоски, растереть краски, опереться на плечо, стереть написанное, блистал на балу, задирать нос, собираться в школу.

2.

 Отряд расположился у реки. Быстро выросли на берегу палатки. Вечерняя заря догорала. Последние лучи солнца чуть касались вершин деревьев. По оврагу расстилался туман. Ребята стали собирать сучья. Один за другим разгорались костры. Пламя то угасало, то вырастало. Оно почти касалось ветвей деревьев, освещало лица ребят.

Мальчики играли в футбол. Борьба разгорается. Болельщики замирают.

«Мальчики, идите ужинать», - сказала вожатая. Вдруг дети услышали шорох. Кто-то пробирался сквозь густые заросли кустов. Все замерли. Оказалось, что это ёж прибежал на запах еды.

Объяснительный диктант

  Графически объясните написание е - и в корнях с чередованием.

  Растереть желтки, застилать постель, обжигающее пламя, быстро соберусь, слагать песни, постоянно придираться, набираться ума, касаться вопроса, набирать номер телефона, удирать со всех ног, настилать полы, опираться на перила, замереть от восхищения.

 

 

 

Карточки - задания по теме «ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ

ПО ТЕМЕ «ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

 

КАРТОЧКА 1

Задание: заполните таблицу, обозначьте условия выбора указанных букв: буква о, буква а.

Сл…жение, выр…стили, прил…гать, подр…сли, з…рница, приг…рь, пол…г, прор…сти, сл…гать, р…сточек, отр…сль, ул…жить, выр…щенный, выг…рки, ск…чок, зар…сли, г…рение, з…рянка, заг…релый, оз…рять, ск…чу, Р…стислав, на выр...ст.

 

 

 

 

КАРТОЧКА  2

 Составьте словосочетания со следующими словами, вставляя в них пропущенные буквы.

Выск…чка, водор…сли, р…стовшик, заг…реть, пол…житься, Р…стов, произр…стать, оз…риться, предпол…гаемый, уск…кать, подск…чить, возг…рание, заг…релый, р…стительный, ск…чок.

 

 

КАРТОЧКА 3

Запишите предложения, вставив пропущенные орфограммы. Обозначьте корни с чередованием гласных.

1. Отработав, что пол…гается, с…ешь, что причитается. 2. Если сл…жить все оши…ки умного, получится г…ра. 3. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол…жения. 4. Прил…гай труд к справедлив…му делу. 5. Ум заключает (?)ся не только в знании, но и в умении прил…гать знания на деле.

 

 

 

КАРТОЧКА 4

 1. Выпишите сначала слова с чередованием гласных в корне, затем все остальные.

Р…стаять, р…стущий, упр…стить, ск…кун, раск…чать, вск…чить, р…столковать, р…систый, запр…сить, р…сли, ор…шение, ск…чусь.

2. Найдите в каждой группе лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните сочетания-подсказки.

Подп...рает, уп...рается, п...рожок, отп...реть.

Отд...рёт, зад...рается, д...рижёр, уд...рает.

Зам...рает, обм...раю, прим...ряю, ум...рает.

Подб...рёт, выб...раю, поб...режье, наб...рает.

Заст...лает, ст...лет, ст...ль, пост...лить.

 

 

 

КАРТОЧКА 5

 Выпишите слова с чередованием е//и в корне. В первый столбик — с гласной е в корне, во второй — с гласной и. Подчеркните сочетания-подсказки -ира-, -ила-, -иста-.

1. Король соб…рался что-то сказать. 2. Мать, соб…рая со стола, задумчиво улыбалась. 3. Опрятней модного паркета бл…стает речка, льдом одета. 4. Глаза её радостно бл…стели. 5. Я зап…рся в каюте. 6. Зап..раться не имело никакого смысла. 7. Белая бабочка села на травинку и зам..рла. 8. Дух у меня всё время продолжал зам..рать. 9. Вовка выт..р мокрые губы. 10. На площади хохотали, ут..рая слезы.

 

 

 

КАРТОЧКА 6

 Расставьте пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.

1. Со...нце ярко св...тило бл...стели р...стения. 2. Вечером друзья с...дились у ст...ла и разб...рали чертёж... . 3. Я ут.. .рал г.. .рячий пот со лба и гл.. .дел на девч.. .нок. 4. Собач...нку втащили в подвал и зап...рли на ключ... .

5. Воспитатель заж...г лампочку которая ярко г...рела. 6. Я видел что ветки почти к...саются окон. (В. Драгунский)

 

 

КАРТОЧКА 7

 Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса А.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных в корне.

Заж..гать лампу,  наст..лать полы,  пост..лить скатерть, бл..стела на небе, пост..лить скатерть, ст..рать бельё, подт..рать пол, ст..ральный порошок, зам..реть от страха, зап..рает дверь, разд..рающие крики, разж..гать лампу,  пом..рать от жажды, пом..реть от скуки, к..снулся двери, прик..сался к лицу, к..сательная линия.

 

 

КАРТОЧКА 8

 Корни, в которых написание гласной зависит от согласной.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных в корне.

 Сл..жить оружие, отл..жить поезку, высказать предпол..жение, документ прил..гается, прил..гать усилия., дикор..стущие деревья, непроходимые зар..сли, выр..щенные в теплице, выр..стает до 3 метров, р..сток  от цветка, красивое р..стение, синие водор..сли, оторвал р..сточек, высокие зар..сли, разр..стается кустарник.

 

 

КАРТОЧКА 9

 Корни, в которых написание гласной зависит от ударения.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных в корне.

 Г..рючее  вещество, уг..рный газ, г..рячий пирог, з..рька, пахнет г..релым,  не г..рячись, бронзовый з..гар, дог..ревший костёр. Заг..релый пастух на з..ре гнал корову Зорьку. Пог..рячиться, оз..рение, укл..няться, приг..реть, покл..ниться.

 

 

КАРТОЧКА 10

Потренируйтесь. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных в корне.

 Выж..гать, р..стение, проб..рается, выб..ри, выд..рает,  раст..реть, к..сается, прил..жение, перер..стает, раст..рать, бл..стит, соб..рутся, пост..лить, г..релый, заг..р, прик..сался, бл..стела, бл..стательный,  вым..рающие, разл..жить, зад..рать, заж..гающиеся, несг..раемый, прик..сновение, обр..стает, р..стительное, пол..жить, предл..гать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дифференцированные задания. Вариант 1 (для слабых учеников) - неосложненное списывание

Вариант 2 (осложненное списывание).

ВАРИАНТ 1

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль, отраслевая промышленность, нарастающая скорость, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошёл к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живёт в Ростове, сложение и вычитание, положить деньги в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем лепестке цветка, изложить требования, слабый росточек.

 

 

ВАРИАНТ 2

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить кровать, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать игрушки, уп_раться ногами, к_снуться стола, написать изл_жение, заг_релось письмо, обж_гать пальцы, выт_рать посуду, раст_реть ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_рать окно, обг_ревшая свечка.

 

 

Демонстрационные материалы по теме "ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА"

                              ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

 

                       ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ?

 

От ударения

От согласной

От суффикса

От значения

 

падает ударение?

ст, щ;

 г; к

с;

ж;

 ч

есть суффикс

-а?

   имеет значение

 

да

нет

 

 

 

Пиши раст, ращ; лаг; скак

 

 

 

Пиши

рос; лож;

скоч

Да

Суф.а

нет

ровный, гладкий

одинаковый, равный

пропиты-

вать жидкостью

погру-жать во что-либо

Пиши

гар

клан

твар

зор

Пиши

гор

клон

твор

зар

плав

Пиши:

кас

бир

дир

блист

тир

пир

мир

стил

чит

жиг

Пиши

кос

 бер

дер

блест

тер

пер

мер

стел

чет

жег

Пиши

ровн

Пиши

равн

Пиши

мок

Пиши мак

Искл.:

 выгарки, пригарь, изгарь,

утварь, зорянка, зоревать

пловец

пловчиха

плывуны

Искл.:

росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль;

полог; скачок,

скачу, скачи

 

Искл.:

сочетать, сочетание

Искл.:

 равнина, ровесник, поровну,

уровень.

 

КИМы по теме «Правописание разделительных Ь и Ъ»

Контрольно-измерительные материалы по теме «Правописание разделительных Ь и Ъ»

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ.

Из стихотворных отрывков выписать слова с орфограммой «Правописание разделительных Ь и Ъ».

Любит Лельку вся семья:

Маленькая Лелька…

Ей от старших нет житья:

Ей три года только. (А. Барто.)  

Сразу каждому видна

Надпись на табличке.

Мы читаем имена —

Все коровьи клички. (Е. Тараховская.)  

Свежей зеленью одеты

Парки, улицы, поля…

В море солнечного света

Погружается земля. (А. Алексин.)  

Голубые, синие

Небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи. (Е. Трутнева.)  

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Безухий, въехать, вьет, бульон, друзья, изъян, медальон, обучение, объективный, объехать, объединение, пододеяльник, подъём, предупредить, птичьи, предъявитель, разъярённый, сверхъестественный, сверхэкономный, сориентироваться, стулья, съёжиться, сэкономить, съедобный, шьют.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Поездка

Дядя Илья объявил нам о скором  отъезде. И вот его машина подъехала к третьему подъезду. Выбежали Наталья и Ульяна, а вместе с ними двое незнакомых мне мальчиков. Мы сели на сиденья. Я попросил девочек познакомить меня с ребятами. Наталья сказала, что это её двоюродные братья и зовут их Пётр и и Степан. Мы отъехали от города и через полчаса подъехали к роще. Дядя Илья разрешил нам немного погулять. В роще было тихо. В ветвях деревьев грачи свили гнезда, а по коре деревьев бегали муравьи.

Вечером мы въехали в деревню. Нас встретила тётя Марья, и мы бросились в её объятья. Она угостила нас вкусным вареньем.

Задание: Подчеркнуть слова с орфограммой «Правописание разделительных  Ь и Ъ». Объяснить написание ь и ъ в подчёркнутых словах.

 

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ И Ь»

Начало формы

 

  1. Когда пишется разделительный Ъ?

а) после суффикса перед буквами А, И, О, Е;

б) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами Е, Ё, Ю, Я;

в) на конце некоторых слов после гласных;

г)  после корня, который оканчивается на согласный звук, перед гласными

  1. Когда пишется разделительный Ь?

а) после гласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я

б) когда согласный звук мягкий

в) после гласных перед согласными

г) в корне и перед окончанием слов после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я

  1. В каком слове нужно писать ь?

а) вед..ма

б) ноч..ка

в) пон..чик

  1. в каком слове ь показатель мягкости согласного?

а) ден..ки

б) счаст..е

в) п..ют

  1. В каком слове не нужен твёрдый знак?

а) об..едки

б) от..печаток

в) с..едобный

  1. Укажи слова с разделительным Ь.

а) Кузьма

б) вьюга,

в) варенье,

г) пыльца,

д) муравьи,

е) пьют,

ж) крыльцо.

  1. Сколько слов с разделительным Ъ в тексте?

Рано утром в воскресен..е мы с друз..ями под..ехали к озеру. На берег с..ехалис.. рыболовы. Они натянули палатки, вскипятили чайники и приготовили с..естное. Завтракают и ждут рассвета. Все вокруг об..ято тишиной. Мой отец об..ясняет мне, как готовить снасти. Будет замечател..ный улов.

  1. 6
  2. 4
  3. 7
  4. 5
  5. 8. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в первый столбик; слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного, во второй столбик.

Софья с Ильёй идут в школу. На дорожку падают листья. У крыльца школы Софья остановилась. К ней подбежала собака Жулька. Они с ней друзья. В классе детей встретили с радостью. Прозвенел звонок. Началась контрольная работа.

  1. Распредели слова в три столбика:

1 – с разделительным мягким знаком;

2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного;

3 – с разделительным Ъ.

Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал.чик, с.ёмка.

 

 

 

 

Карточки - задания по теме «ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ»

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ «ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ»

КАРТОЧКА 1

1. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

Образец: въезд.

В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.

2. Спиши слова, исправляя ошибки.

Белъё, обехал, палъто, подьезд, счасте, объмен, братя, вороби, обьявление, соловъи, конки, седобный, пъеса, обезяна, подёмник.

                                                  КАРТОЧКА 2      

1. Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь, а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.

2. Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.

1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. 3. По плат....ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.

  

КАРТОЧКА 3

1. Запиши слова в два столбика.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтал..он, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.

2. Раскрой скобки и запиши слова.

Лист(ъ/ь)я, ш(ъ/ь)ют, от(ъ/ь)езд, в(ъ/ь)юга, под(ъ/ь)езд, дерев(ъ/ь)я, об(ъ/ь)единение, п(ъ/ь)еса, пред(ъ/ь)юбилейный, с(ъ/ь)ел, п(ъ/ь)ю, мурав(ъ/ь)и, брат(ъ/ь)я, об(ъ/ь)ект, учен(ъ/ь)е.

 

КАРТОЧКА 4

1. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.

1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли ........................................... . 4. Илья живёт во втором ………….. . 5. Птицы …………………. гнезда на ........................................ и кустарниках. 5. Дожди часто................................... осенью.

2. Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: с-, под-, об-, раз-, в-, от-.

                 

КАРТОЧКА 5

Вставьте пропущенные ь и ъ. Объясните их употребление в данных словах. Помни о «ловушках».

Бездел_е, с_ёмка, грозд_я, бур_ян, коп_ё, из_мерять, обез_яна, об_яснил, туч_ка, вз_ерошенный, печен_е, зал_ёт, мурав_и, без_водный, сирен_ю, прут_я, под_ехал, лист_ями, Ул_яна, ноч_ка, раз_дельный, счаст_е, с_ел  печен_е, ш_ём, под_ём, об_явил, л_ёт, (нет) руч_я, раз_ехались, в_ют, п_ю сок, об_езд, б_ю, об_ездил  под_ехал, лис_и, в_юга, в_езд, с_ёжился, в_юн,  под_ём,  от_езд, плат_ице, вороб_и, об_явил.

 

КАРТОЧКА 6

Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведёнными словами, объясните употребление ъ и ь в этих словах. Укажите различия в значениях этих слов.

Вьюга - метель, изъян – недостаток, объегорить – обмануть, объедала – обжора, объять – обнять, подъём – воодушевление, пьедестал – постамент, снадобье – лекарство.

 

Демонстрационные материалы по теме Буква Ь и Ъ

Буква Ь и Ъ

Разделительный Ъ

перед е, ё, ю, я

Разделительный Ь

перед е, ё, ю, я, и

1. После  на согласную

         подъезд, съезд

2. После инояз. аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр -, об-, пан-, суб-, транс-

       адъютант, инъекция, субъект,  конъюнктура, панъевропейский

3. В середине иноязычных слов.

              фельдъегерь

4. После двух-, трёх-, четырёх-

     двухъярусный, трёхъязычный

1. В , за

     вьюга, соловьи

2. В иноязычн. словах сочетания ЬО

бульон, компаньон, павильон,  почтальон, медальон

 

Смягчающий Ь                                                     Для обозначения мягкости                                                     предшествующего согласного                                                                                  жить, свадьба                                                           Искл: чк, чн, нч, щн, рщ, нщ                                                                      ночной, каменщик                                                                  Но: льч, льщ                                                                пальчик, точильщик

 

КИМы по теме «Ь НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»

ПРОВЕРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. На рыбной ловле

Дорога шла через рожь. Вот пробежала мышь. Вдруг сыч затянул свою песню, похожую на плач.  Наступила ночь, и рыбалка  началась. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекой.

Скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился лещ. Вот и полночь. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул луч солнца, мы были на ногах.

                          ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Запишите под диктовку слова, распределяя их в два столбика (с ь и без), укажите часть речи.

Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много задач, съёжишься, жгуч, пустошь, шалаш, уж, запрячь, компот из груш,  беречь, пахуч, кирпич, из училищ, съешь, пригож, стричь, полночь, намажьте, мимо рощ и дач, хлеб свеж, любимая брошь, полюбишь, любуешься,  хорош.  

Испечь лаваш, назначьте, увлечься, плач (ребёнка), блестящ, колюч, сыпуч, мелочь, прячься, с плеч, почитаешь, плющ, меч, тишь, ночь, умоешься, сожмёшься, грач, смерч, силач, много туч, брошь, ложь, решение задач, возле пастбищ, овощ.

                                 ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В пословицах и поговорках найти слова с орфограммой «Правописание Ь после шипящих», объяснить их написание. Определить склонение существительных, оканчивающихся на шипящий.

Добрая то речь, что в избе есть печь. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Дом хорош, да хозяин не гож. Пирог ешь, хозяйку тешь. И мышь в свою норку тащит корку. Гусь свинье не товарищ. Здоровому врач не надобен. Скупой богач беднее нищего. Всякая вещь о двух концах. Глупому сыну не в помощь наследство. Что слово, то и ложь. Огнём огня не сжечь. Жжётся, как крапива, а колется, как ёж. Твой меч, моя голова.

 

Карточки по теме «Ь НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»

КАРТОЧКА 1

1. Замени определения одним словом и напиши. Какого рода эти имена существительные? Как их надо писать?

1. Человек, который играет на трубе. 2. Человек, который выступает в цирке. 3. Очень сильный человек. 4. Человек, который играет на скрипке. 5. Житель Москвы 6. Помещение, где стоят автомобили. 7. Колючее животное. 8. Место, где купаются и загорают. 9. Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10. Крупное морское северное животное с усатой мордой.

2. Напиши по три имени существительных, оканчивающихся на ч, ж; чь, жь.

 

КАРТОЧКА 2

1. Определите род имени существительных. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните ь. Обозначьте род существительных с ь: полночь (ж.р.)

Верный товарищ.., скорая помощ.., новый плащ.., тёмная ноч.., красный кирпич.., вкусный борщ.., дорогая вещ.., лесная глуш…, железный обруч.., ночная тиш.., летучая мыш.., глазной врач…

2. Составьте и запишите предложения из данных слов.  Где нужно, поставьте мягкий знак.

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

2. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

3. на, веселилась, площадке, молодёж(?).

4. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

5. отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

 

КАРТОЧКА 3

1. Спишите, вставляя подходящие по смыслу существительные с шипящими на конце. Укажите род.

Возьми … и отопри дверь. Принеси дров и затопи …  В углу шуршит … .  Всю … выла вьюга. Сад охраняет … . В … кладут свёклу, капусту, морковь, картофель.

2. Впишите, где нужно, ь в слова.

Дич.., ноч.., луч.., полноч.., гореч.., роскош.., молодёж.., калач.., помощ.., дрож.., сторож…, тиш.., этаж... .

 

КАРТОЧКА 4

Спишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание.

Обжеч.. кирпич.., подстрич.. акацию, береч.. горючее, подберёш.. факты, достань багаж.., отреж.. хлеба, дверь настеж.., гореч.. микстуры, следы пожарищ.., крыши дач.., созревает рож.., жду новых встреч.., юноша горяч.., выходиш.. замуж.., малыш… похож.. на отца, стрич..  овец, наш выигрыш.., ненужная вещ.., хороший товарищ.., булатный меч.., будеш.. печ.. пироги.

 

КАРТОЧКА 5

Допишите подходящие по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.

Душистый …, красный …, летучая …., весёлый …., ночная …., маленький …., лесная …., крупная …., правильная ….., детский …., нужный …., русская …., вкусный …., солнечный …., мужской …., красивая …., свежий …., медицинская ….., верный ….., спелый ….

 

КАРТОЧКА 6

Прочитайте предложения. Распространите их словами разных частей речи. Напишите. Вместо точек, где это необходимо,  вставьте ь, укажите род этих имён существительных.

Образец. Камыш … шумит. У реки шумит высокий камыш (м.р.).

Товарищ..  помог. Молодёж… борется. Реч… звучит. Ноч… наступила. Ландыш… расцвёл. Послышался плач… . Луч… осветил.

 

КАРТОЧКА 7

1. Запишите к данным словам и словосочетаниям, синонимы, заканчивающиеся на шипящую.

Неправда, граница, родник, засуха, поддержка, мелкие деньги, сильный человек.

2. От данных прилагательных образуйте краткую форму и запишите.

Горячий, пахучий, дремучий, тягучий, колючий, жгучий, похожий, вездесущий.

 

Демонстративные материалы по теме  Ь НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

 Ь НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

сущ

кратк. прил.

 

--

глагол

наречие

 

 

Ь

1, 2 скл.;

Р.п., мн.ч.

--

3 скл.

Ь

инфин.

Ь

2 л. ед. ч.

Ь

повел. накл.

Ь

Гараж

Шалаш

плащ

мяч

меч

прыщ

_____

Р.п.мн.ч

1 скл.

Дач

туч

рощ

удач

задач

передач

мышь печь ночь

дочь

рожь

хорош могуч дремуч

летуч

свеж

тягуч

печь

сечь

беречь

стеречь

отвлечься

Моешься

одеваешься

умываешься

решаешь

танцуешь

говоришь

спишь

отрежьте намажься съешь

сплошь

вскачь наотмашь

 Искл.:

 уж, замуж, невтерпёж

 

КИМы по теме Правописание согласных в корне слова

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»

ПРОВЕРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. На рыбной ловле

Дорога шла через рожь. Вот пробежала мышь. Вдруг сыч затянул свою песню, похожую на плач.  Наступила ночь, и рыбалка  началась. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекой.

Скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился лещ. Вот и полночь. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул луч солнца, мы были на ногах.

                          ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Запишите под диктовку слова, распределяя их в два столбика (с ь и без), укажите часть речи.

Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много задач, съёжишься, жгуч, пустошь, шалаш, уж, запрячь, компот из груш,  беречь, пахуч, кирпич, из училищ, съешь, пригож, стричь, полночь, намажьте, мимо рощ и дач, хлеб свеж, любимая брошь, полюбишь, любуешься,  хорош.  

Испечь лаваш, назначьте, увлечься, плач (ребёнка), блестящ, колюч, сыпуч, мелочь, прячься, с плеч, почитаешь, плющ, меч, тишь, ночь, умоешься, сожмёшься, грач, смерч, силач, много туч, брошь, ложь, решение задач, возле пастбищ, овощ.

                                 ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В пословицах и поговорках найти слова с орфограммой «Правописание Ь после шипящих», объяснить их написание. Определить склонение существительных, оканчивающихся на шипящий.

Добрая то речь, что в избе есть печь. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Дом хорош, да хозяин не гож. Пирог ешь, хозяйку тешь. И мышь в свою норку тащит корку. Гусь свинье не товарищ. Здоровому врач не надобен. Скупой богач беднее нищего. Всякая вещь о двух концах. Глупому сыну не в помощь наследство. Что слово, то и ложь. Огнём огня не сжечь. Жжётся, как крапива, а колется, как ёж. Твой меч, моя голова.

Карточки-задания по теме «ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ «ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

 

 

КАРТОЧКА 2

Запишите словосочетания. К словам с непроизносимыми согласными подберите проверочные слова.

Грустная мелодия, горячее сердце, местная газета, участник фестиваля, устный счёт, весеннее солнце, шестнадцать стульев, гибкий тростник, доблестный рыцарь, гигантский шар, радостная улыбка, счастливый день, звёздное небо, прекрасная ночь, чудесный вид, прелестная девочка, властный голос, честный человек, лестный отзыв, чествовать ветеранов, участвовать в забеге, хрустнула ветка, важно шествовать.

 

 

 

КАРТОЧКА 3

Прочитайте слова и словосочетания и вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Прос..нётся ночью, редкос..ная вещь, небес..ное тело, звез..ная ночь, деревенское пас..бище, длинные рес..ницы, уча..ствую в соревнованиях, чу..ствую боль, кругосветное путеше..ствие, лес..ница, ше..ствовать над малышами, ужас..ная картина, трос..никовые заросли, поз..ний визит, окрес..ности села, словес..ное искусство, мес..ные старожилы, чудес..ное настроение, новогодние праз..ники, ненас..ный день.

 

 

 

 

КАРТОЧКА 4

Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление, парламен...ские слушания, предостеречь от опас...ности, час...ный детектив, президен...ский указ, беспристрас...ное отношение, искус...ная защита, голлан...ский сыр, русская словес...ность, комендан...ский час, влас...ные структуры.

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКА 5

1. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:

1) искус_ный;   2) гнус_ный;   3) хлес_нуть;  4) ужас_ный.

2. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

1) громко свиснуть;   2) мелкая изморось;   3) отвезти песок на стройку;   

4) искусный мастер.

3. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

1) изморозь рисует узоры;   2) луга шли вперемешку с полями; 3) бескорыстный человек

 

 

 

КАРТОЧКА 6

Спишите, вставьте звонкие или глухие согласные. Подберите проверочные слова.

Безрука..ка, блю..це, вязаные варе..ки, газетная выре..ка, выру..ка леса, вы..ший пилотаж, ги..кая гимнастка, гла..кая поверхность, голодная дворня..ка,  деревя..ка, дер..кий ответ, жи..кий раствор, жу..кий сон, заморо..ки, ко..ьба, кро..ки хлеба, кру..ка молока, надувная ло..ка, мя..кий хле.., ни..ший балл, перевя..ка раны, пиро..ки с мясом, подкла..ка к пальто, приве..ти товар, горячая похлё..ка, ре..кий лес, ре..ьба по дереву, свя..ка ключей.

 

Правописание согласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова

Парные согласные      Непроизносимые                        Двойные

                                           согласные                             согласные

Орфограмма

Алгоритм действия,

примеры

 

Парные согласные  

 Измени форму слова или подбери однокоренное слово, в котором эта согласная стояла бы перед гласной или л, м, н, р, в: низкий– низок, низина; сторожка– сторожить

 

Примечание

Следует различать написание слов: вперемежку (перемежаться)– вперемешку (перемешивать), изморось (моросить)– изморозь (морозить).

 

 

Непроизносимые согласные

Измени форму слова или подбери однокоренное слово, в котором этот согласный произносился бы отчётливо: поздний – опоздать, устный-уста.

 

 

Примечание

Непроизносимых согласных нет: дерматин, интриган, интриганский, инцидент, прецедент.

Различайте слова:  блеснуть, блестеть, блёстки; искусный, искусство; косный (отсталый), костный (кость); ровесник, сверстник; чествовать, чувствовать; эскалатор, экскаватор; яства (еда).

 

 

Двойные согласные          

 Обычно пишутся в заимствованных словах, написание   проверь по орфографическому словарю: суббота, дрожжи, параллель, троллейбус.

 

 

     

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

   

 

КИМы по теме «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. БУКВЫ З И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. БУКВЫ З И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК»

(таблица 5)

Словарный диктант

  1. Безлюдный, воспоминание, возрождение, вздрогнуть, вспорхнуть, избрать, испить, низвергаться, нисходить, разбить, распустить, чрезмерный, чересчур, разжать, расширить, беспредельный, бесконечный, расхаживать, разбирать, распилить, разговаривать, беспокоиться, бессмысленный.

Выборочные диктанты

  Распределить слова в два столбика:

  а) с приставкой на -з;

  б) с приставкой на -с.

  1. Восполнить, восход, разгрызть, вознаградить, распечатать, раскритиковать, развалина, разомкнуть, беспринципный, расстрел, всплеснуть, истлеть, рассекретить, взломщик, возглавить, расщелина, исцелить, расчёска.
  2. Расседлать, взлетная, расшить, воспламениться, разволноваться, вскипятить, раскрасавица, воспаление, восклицание, изгибаться, испортить, беззащитный, беспросветный, расчётный, рассчитать, бесконтрольный, безаварийный, взбесить.

Объяснительные диктанты

  Выделите приставки на -з и -с, написание которых зависит от последующей согласной.

  1. Безбрежный простор, беззвёздная ночь, поздний рассвет, безоблачный день, распахнуть дверь, вспорхнула птица, расправила крылья, взлетела на дерево, расцвели ландыши, описать происшествие, исследовать причину, расспросить очевидцев, холодный расчет, избежать опасности.
  2. Научное исследование, разработать план, рассмотреть жалобу, изучите местность, возобновить уроки, сдать экзамен, расположиться на отдых, беззаботное детство, испугать ребенка, безграничная любовь, беспокойная совесть, исчезнувший город, неисчерпаемые богатства, новое здание, непрерывные исследования.

 

Проверочный диктант

Водопад

  Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Все кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном восхищении на это чрезвычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

  (62 слова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки - задания по теме «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК»

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК»

 

КАРТОЧКА 1

 1. Замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке. С двумя любыми получившимися словосочетаниями составьте предложения.

День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.

2.  От данных глаголов образуйте другие глаголы, выбирая подходящую приставку раз- /рас-, из-/ис-, воз-/вос-, вз-/вс-.

Бросать, пугать, гадать, бить, портить, следовать, ссориться, помнить, жевать, двигать, царапать, делать.

 

 

КАРТОЧКА 2

 1. Найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.

1.Бе…граничный, бе…конечный, бе…перебойный, бе…предельный, бе…брежный.

2.Бе…чувственный, бе…душный, бе…содержательный, жестокий, бе…сердечный.

2. Составьте словосочетания со следующими словами, вставив в них пропущенные орфограммы.

Бе…вкусица, бе…жалостный, бе…форменный, ра…пилить, во…стание, во…торжествовать, ра…писание, не…говорчивый.

 

 

КАРТОЧКА 3

1. Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки.

З..болеть, пр..ходить, п..ливать, п..дсвечник,  ..тпустить,  ..бжигать, п..дслушивать, н..ходить, д..бавка, пр..бежка,  ..тгадка,  ..тремонтировать, з..кричать,  ..трезать, п..чинить, п..думать, п..селиться, н..клониться, ..тломить, д..браться, з..звенеть,  ..тпрыгнуть.

2. Проверь написание слов с приставкой и без приставки. Если найдёшь ошибки, исправь. Приставки выдели.

Ночевать, наполнить, нарисовать, наклеить, сдание, сдать, сварить, смешать, загадка, заболеть, зоварка, список, сдесь, подруга, паведение, зделать.

 

 

КАРТОЧКА 4

 

1. Вставь пропущенные буквы, выдели приставки.

Д..быча, п..сёлок, пр..лесок, з..головок, п..лёт, п..джарить, п..дготовка, д..бежать, н..значить,  ..тварить, п..солить, п..ходка, н..ходка,  ..бливать, д..верять,  з..горать, п..дарить, д..ехать,  пр..ветривать, з..крепить.

2. Проверь написание слов с приставкой и без приставки. Если найдёшь ошибки, исправь. Приставки выдели.

Здесь, здать, здоровье, здание, полёт, поруса, поливать, обрезать, облететь, облака, падружиться, закладка, зоработать.

 

 

КАРТОЧКА 5

1. В каждом ряду найди слово без приставки. Подчеркни его. В остальных словах выдели приставку.

Простой, прояснить, продавать, проглотить. Находка, накидка, нарцисс, наездник. Надпись, надстроить, надежда, надломить. Добавить, доктор, догореть, догадаться. Обед, обрезать, облизать, облаять. Сделать, сварить, смех, спрыгнуть.

2. Найди слова с приставками и разбери их по составу

Подснежник, помидор, рассвет, полянка, подкова.

Гнёздышко, избушка, отвар, покупка, перезвон.

Старушка, поделка, поварёнок, сторона, прививка.

 

 

 

Демонстрационные материалы по теме "Правописание приставок"

Демонстрационные материалы

Таблица 5.   Правописание приставок

Неизменяемые

 

На  -з, - с

При-                                      Пре-

над-, об-, от-, перед, под-, в-, с-, о-, до-, по-, про-, на-, за-, пере-, вне-.

Сделать, отбить, обступать, подобрать, обойти, сорвать, дойти, прошагать, забежал.

Запомни! Нет приставок в словах здесь, здание, здоровье, здравствуйте

                   Перед

глухими            звонкими

1. Приближение -               прибежать                        2.Присоединение -             прибить                         3. = около, близко-

пришкольный

4. Неполнота действия -

приоткрыть

5. Доведение действия

до конца -

приучить

6. Действие в чьих-либо интересах –

припрятать

1. =пере

преграда

2.=очень

премилый

 

 

Бес-   к, п, с

Рас-  т, Ф, х

Вос-     ц, ч

Вс-      щ, ш

Ис-

Рас-

Нис-

 

Без-       б, в, г

Раз-      д, ж ,з

Воз-       л, м

Вз-         н, р

Из-

Раз-

Низ-

 

Бесчисленный, безвкусный

 

!! Степка Фец, хочешь щец?

         

 

 

 

КИМы по теме «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

Словарный диктант

  1. Он танцует, он клеит, она моет, он рисует, вы делаете, она учит, он борется, ветер гонит, отец колет и рубит дрова, ковыль стелется, смех слышится, он обидится, она увидит и расстроится, он встретится.
  2. Построишь здание, напишешь объяснение, приклеишь бумажку, отправишь письмо, исполнишь поручение, вы посеете, вы подумаете, дышится легко, покинешь дом, блещет на солнце, снег сыплется, слышится шорох, народы борются, ненавидим обман.
  3. Поищем книгу, зависит от нас, терпит неудачу, стелется по земле, дремлет на диване, слышится издалека, шевелится от ветра, борется за правду, сушится на солнце, сеет рожь, быстро вертится, выдержит нагрузку.

Проверочные диктанты

  1.  

Труд человека кормит, а лень портит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь. Словами, что листьями стелешь, а стеблем в глаза колешь. Днём раньше посеешь – неделей раньше пожнёшь. Хмурыми осенними днями не только не видишь, но и не чувствуешь солнца. Что было, то видим, что будет, то увидим. Сердце видит раньше глаз. За ветром в поле не угонишься. Доброе дело само себя хвалит.

2.

Степь

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь - кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей.

Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки.

Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

 

Выборочный диктант

  Распределите слова в два столбика:

  а) глаголы I спряжения;

  б) глаголы II спряжения.

  Мы встречаем, ты замираешь, обижаешься, пчелы жалятся, юла крутится, свеча гаснет, гуси гогочут, вы скучаете, травы колышутся, ты лелеешь, он держит, дети видят, постелешь постель, они слышат, мы правим, мы печатаем, ветер гонит, снег тает, он терпит, мы распишемся, мы ездим.

 

Объяснительный диктант

Объясните написание безударных окончаний  глаголов.

1.

Солнце греет, а луна только светит. Рубашку шьют, а чулки вяжут. Дождь вымочит, а солнце высушит. Хорошие друзья, если и поссорятся, то потом всегда помирятся. Услышишь хорошую песню, запишешь её, потом выучишь и распеваешь с друзьями. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

2.

Солнце встаёт из-за туч, показывается первый луч. Над рекой стелется туман, но скоро его развеет ветер. Как же хорошо дышится в полях!

Зимой поле отдыхает, зимой его пашут, сеют рожь, пшеницу. В летнюю пору урожай зреет, затем его убирают.

Где-то вдалеке слышится песня соловья. Если вслушаешься в ночную тишь, то услышишь, как кукует кукушка. Ночью всё замирает, засыпает крепким сном. Но вот уходит ночь, день начинается снова, поднимается солнце, всё просыпается.

 

Карточки-задания по теме «ПРАВОПИСАНИЕ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

 

КАРТОЧКА 2

 

1. Вставьте пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.

Рац_я,    Цариц_но,    афганц_,    ц_гейка,    мультипликац_я, взять под уздц_.

Ц…ган  на лекц…и  листал страниц…,  а Синиц…н   читал ц…таты.

2. Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму.

1.В свои висячие дворц..  летят хозяева скворц.. . 2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то  умница! 3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки. 4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой. 5. Отец привез детям гостинц.. . 6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта

 

КАРТОЧКА 3

 

Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

 

Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.

 

 

КАРТОЧКА 4

 

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните графически.

 

Номер гостиниц…, ц…ферблат часов, ц…рковой номер, администрац…я театра, московская милиц…я, новый мотоц…кл, редакц…я газеты, железнодорожная станц…я, круглолиц…й мальчик, жареный ц…плёнок, ходить на ц…почках.

 

      Ц…кличный ритм, ц…линдр на столе, ц…рковая программа, ц…ркуляц…я воздуха, ц…ничная фраза, ц…фровой набор, ц…трусовые культуры, ц…ганский табор, сильный ц…клон, стоять на ц…почках.

 

 

                    

КАРТОЧКА 5

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

 

Получить консультац…ю, шесть ц…плят, прослушать лекц…ю, написать ц…фры, ц…трусовые растения, коллекц…я предметов, ц…тировать автора, кусты акац…и, весёлый ц…ган, вкусные голубц…, синиц…но гнездо, пойти в ц…рк, заболеть ц…нгой.

 

2. Словосочетания замените одним словом с орфограммой «Правописание и-ы после ц». Запишите, орфограмму объясните графически.

 

Основной Закон государства; точная выдержка из какого-либо текста; прикрикнуть на кого-либо с угрозой; инструмент для вычерчивания окружности; систематическое собрание каких-нибудь предметов; плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины; бурное движение атмосферы, которое сопровождается осадками, облачностью.

 

 

КАРТОЧКА 6

Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

Ц..плячий пух, улиц.. города, жёлтая акац..я, бледнолиц..й мальчик, дальняя станц..я, кудрявый ц..ган, ц..ганская песня, ц..ферблат часов, тёплая ц..гейка, новая ситуац..я, ц..тата из книги, лисиц..н след, длинный ц..ркуль, хорошая дикц..я, сестриц..н платок, интересная традиц..я.

 

Демонстрационные задания по теме "Правописание И-Ы ПОСЛЕ Ц"

Таблица 4. Правописание И-Ы ПОСЛЕ Ц

ЦИ

ЦЫ

 

1. В

  цирк,    циркуль

Искл.: Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул: «Цыц!»

 

 

1. В

    лисицын, сестрицын

 

 

2. В словах на -ция

 революция, иллюстрация

 

2. В    

братцы, красавицы.

 

КИМы "БУКВЫ Ё - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА"

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ "БУКВЫ Ё - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА"

 (таблица 3)

 

Словарные диктанты

  1. Учёный, вёрстка, чёрточка, печёнка, шорох, жёлуди, пчёлы, шоссе, счёт, шёлк, шов, шоколад, учёба, шёлковый, холщовый, расчёска, пшённый, тяжёлый, жёсткий, щёки.
  2. Крыжовник, чёткий, чёлка, зачёт, чёрт, шёл, щёточка, почёт, шофёр, капюшон, расчёт, чёрствый, жернов, щёлочь, пощёчина, пчёлка, шоковый, щёлочка, решётка.

 

Выборочный диктант

  Распределите слова в два столбика:

  а) с буквой ё после шипящих в корне слова;

  б) с буквой о после шипящих в корне слова.

  Учёный, чёлн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, шорох, щётка, жокей, шофёр, шотландский.

 

 Объяснительные диктанты

  Графически объясните выбор гласной о - ё после шипящих в корне

1.

  Зажёг свет, громкий шёпот, странный  шорох, зелёный крыжовник, жёлтый цветок, цирковой жонглёр, тёмный  шоколад, чёткий почерк, пшённая каша.

2.

   В тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Ещё всё спит. Не слышно ни звука, ни шороха.

  Котелок сердится и бормочет на огне. Мы говорим шёпотом - боимся спугнуть рассвет. Со свистом проносятся тяжёлые утки. Туман клубится над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

(По К. Паустовскому)

Проверочный диктант

  Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, одинокий чёлн, щёлканье соловья, нежная  шёрстка, почётный караул, поджёг письмо, поджог сена, жёсткий матрас, дешёвые продукты, чёрствый хлеб, чёрный шёлк, разошёлся шов.

 

Контрольный диктант

***

  Шёлковую нить прядёт гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Почему шелкопрядом - понятно, а почему тутовым? Оказывается, гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никаких других не признаёт. Перед тем как стать куколкой, гусеница выпускает две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя "с головы до ног". Получается шёлковый кокон. А люди разматывают кокон - да не один, а миллионы, и в каждом - километр, а то и больше шёлковой нити. Её перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику.

  Шёлковую нить прядёт для людей еще один шелкопряд - дубовый. Вернее, его гусеница. Из её шёлковой нити ткут более грубую, но очень прочную ткань. Она называется чесуча.

(М. Константиновский)

  (110 слов)

   Задание:

  1. Выпишите слова с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова". Графически объясните выбор написания.

 

 

 

Карточки-задания по теме  «Буквы ё - о - е после шипящих в корне слова»

Карточки-задания  «Буквы ё - о - е после шипящих в корне слова»

 

КАРТОЧКА  1

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных после шипящих. Выберите ряд слов, где пропущена одна и та же буква.

1.Ш…в на капюш…не, сладкий крыж…вник, маленький обж…ра, сильный ож…г.

2.Ч…рный плащ, тонкая беч…вка, ш…коладный торт, ш…лковые ш…рты, быстро ш…л.

3. Крупный ж…луль, ж…сткая кровать, ж…лтые цветы, красивая прич…ска.

4.Ч…рствый хлеб, старая щ..тка, тихий ш…пот, тонкая ж…рдочка, опытный ш…фёр.

  

КАРТОЧКА 2

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Трудолюбивые пч…лы, спелый крыж…вник, щ…лканье соловья, ж…лтый одуванчик, дорогой ш…лк, мягкая ш…рстка, одинокий ч..лн.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных после шипящих.

Вещ…вой, польщ…нный, сгущ…нное, снеж…к, освеж…нный,  золоч…ный, печ…т, бельч…нок, парч…вый, боч…к, реч…нька, вооруж…нный, прыж…к, горяч…

 

  

КАРТОЧКА 3

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных после шипящих. С данными словами составьте словосочетания.

Ш…лковый, ш…ссе, трущ…ба, реш…тка, ж…лудь, капюш…н, ш…л, ш…колад, ж…сткий, веч…рка, ч…порный, тяж…лый, ш…рох.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных после шипящих

 Теч…т., еж…вый, круж…к, кумач…вый, печ…ное , реш…нный, чуж…й, хорош…го, грач…м, луч…м, береж…т, увлеч…нный, мягч…, горяч…, сыноч…к.

  

КАРТОЧКА 4

1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните выбор гласной в корне после шипящей.

Дети играли с огнем, и дом заг…релся. Мама решила, что дом подж…г хулиган. Когда дети сознались, стало ясно, что это не подж…г. Всё обошлось, только Ваня ож..г себе руку. Петя тоже получил небольшой ож..г.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных после шипящих

 Стереж…т, влеч…т, свеж…, ещ…, друж…к, боч…нок,  холщ…вый, парч…вый, копч…ный, запеч…нный, туч…й, больш…й, груж…ный, платоч…к, береж..к.

 

КАРТОЧКА 5

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных после шипящих

Приглуш…нный, рубеж…м, скач…к, плеч…м, свеж…., пораж…нный,

рассеч…нный, врач…м, круч…ный, алыч…вый, камыш..м, прибереж…т, мыш…нок, свеч…й, калач…м, печ…т, поперч…нный, закопч…нный, морж…вый, свеж…му, мощ…ный, витраж…м, затуш…вывать, угрожающ…, дач…й, зайч…нок, товарищ…м, груш…й, хорош…, алыч…вый.

 

КАРТОЧКА 6

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание гласных после шипящих

Береж…т, суш…ный, взбеш…нный, привлеч…нный, крюч…к, доч…нька

медвеж…нок, выкорч…вывать, туш…ный, крыш…й, грош…вый, душ…й, клоч…к, морж…вый, свеч…й, припеч…т, каланч…й, ключ…м, береж…ный, общ…, скрипач…м, певуч…, приглуш…нный, кумач…вый, петуш…к, пастбищ…м, смущ…нный, больш…й, испеч…т,  окруж…нный.

 

КАРТОЧКА 7

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса.

Сделайте вывод о выборе орфограммы ё – о в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый, расположив их в порядке усиления признака.