Работа с фрагментами

Задание 1: Удалите лишнюю пару слов, которая не подходит по смыслу.

 

а) кон - конь,

    угол - уголь,

    галка - галька,

    пень - тень;

б) споры - шпоры,

    краска - крошка,

    сутки - шутки,

    башня - басня;

в) рука - река,

    лето - лото,

    палка - полка,

    Сева - сова.

 

Задание 2: Из каждого слова в строке возьмите вторые слоги и, используя операции, Копирование и Вставка, составьте новые слова.

 

а) холод, рука;

б) подкова, хоровод, сова;

в) рама, уши, рана;

г) рота, нора, стакан;

д) зима, рога, корзинка.

_____________________________________________________________

 

Задание 3:  Расставьте предложения текста в порядке, указанном в скобках. После расстановки строк удалите нумерацию.

 

Ю. Мориц. «Трудолюбивая старушка»

 

Ленивая кошка (1)

Не хочет читать! (12)

Ленивый мальчишка (3)

Не ловит мышей. (2)

Ленивая мышка (5)

Не любит уборку. (8)

Ленивый мальчишка (7)

Не хочет летать. (10)

Ленивая мышка (9)

Не моет ушей. (4)

Ленивый мальчишка (11)

Не выроет норку. (6)

Задание 4: Здесь записаны вперемешку два стихотворения В.Левина строчка из одного и строчка из другого. Одно стихотворение автор назвал "Грустная песенка".

Разделите текст на два стихотворения, придумайте название второму.

Раз, два, три, четыре, пять, Целый месяц под дождем Кошка учится считать. Мокнет крыша, мокнет дом, Мокнут лужи и поля, Потихоньку, понемножку Мокнет мокрая земля. Прибавляет к мышке кошку. И далеко от земли Получается ответ: Мокнут в море корабли. Кошка есть, а мышки нет!

Задание 5: Нерадивый наборщик взялся набирать пословицы и поговорки, да все перепутал. Помогите наборщику исправить ошибки.

Один за всех, а семеро с ложкой. Один с сошкой, все за одного. Подальше положишь, так и поешь в охоту. Поработаешь до поту, поближе возьмешь. Пришла беда, как бы кошечка не съела. Рано пташечка запела, отворяй ворота. С миру по нитке, по волосам не плачут. Снявши голову — голому рубашка. Сила есть, пойду к другому. Спасибо вашему дому — ума не надо. Ум хорошо, а неученье тьма. Ученье свет, а два лучше. Худой мир лучше бесчестья. Честь лучше доброй ссоры.

 

Задание 6:  Наберите текст на русском языке, повторяющиеся слова копируйте.

 

Задание 7:   Наберите текст на английском (французском ) языке.

Задание1: Расставьте строки в правильном порядке. 

               Удали те номера строк.

Мячик

Уронила в речку мячик (2)

Не утонет в речке мяч.(4)

- Тише, Танечка, не плачь:(3)

Наша Таня громко плачет: (1)

 А. Барто

 

 

 Из отрывка  сказки К. Чуковского «Телефон». Удалите фрагменты, заключенные в угловые скобки <…>:

У меня зазвонил телефон <Надоедливо!>

- Кто говорит? <Спросил я в телефонную трубку>

- Слон. <Вот это да! Мне слон звонит!>

- Откуда! <Это опять спросил я>

- От верблюда. <Интересно, у верблюда был один горб или два?>

- Что вам надо? <Говорю слону>

- Шоколада. <Разве слоны едят шоколад?>

- Для кого? <Нет, вы только подумайте: шоколад -слону!>

- Для сына моего.

 

 Переставьте части текста так, чтобы получились пословицы:

Повторение - дороже денег.

Не сиди, сложа руки, не суйся в воду

Время мать учения

Не зная броду, так и не будет скуки.

Каб вады напіцца, не кажы не магу.

Адзеўся, як пава, ці добра абуты.

Адна галава не бяда, але дурная слава.

Пытаецца люты, а калі і бяда, то адна.

Калі ўлез у дугу, трэба ей пакланіцца.

 

Скопируйте повторяющиеся слова:

М. Митрейкин

 

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с … ,

За речною …

Травы косит … .

 

 

 

Работа с абзацем

Задание1:

Склейте или разрежьте строки стихотворения так, чтобы оно приняло обычный для стихов вид, учитывая, что каждая строка начинается с заглавной буквы. После каждого четверостишия вставьте пустую строку:

Люблю грозу

вначале мая,

Когда весенний, первый гром, Как бы

резвяся и играя,

Грохочет

в небе голубом.

Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул,

пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит

поток проворный;

В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной,

и шум нагорный -Все вторит весело громам.

 Ф.И.Тютчев

 

 Задание2: Разделите текст на строки так, чтобы получилось стихотворение (отрывок из стихотворения А. Барто «Он был совсем один»). Замените первые буквы каждой строки заглавными.

Один щенок был одинок,¿ бродил он неприкаянно,¿ и, наконец,¿ решил щенок:¿ найду себе хозяина!¿ С утра собаки¿ всех пород¿ с людьми¿ выходят из ворот, ¿ с людьми¿ побыть мне хочется! ¿ зачем мне одиночество?¿

 

 Задание3: Соедините или разрежьте строки так, чтобы получился один абзац и одно стихотворение (Д. Толкиен «Властелин колец»).

Пение приближалось. Del

Один светлый и сильный голос верховодил. Del

Фродо немного знал язык Древнего народа, Del

а Пипин с Сэмом не знали вовсе, но голос пел словно Del

о чем-то давным-давно знакомом и родном. Del

Во всяком случае, Фродо понял так:

О Лучезарная Царица! ¿ О Дева Западных морей!

О свет надежды, что стремится  ¿ К нам, в мир Del

предсумрачных теней!

 

 

Задание4: Разделите стихотворение на четверостишия пустыми строками.

    Жора Кошкин

Жора Кошкин из гнезда

Цапнул воронёнка,

Ворон каркнул: «Никогда

Не отдам ребенка!»¿

Жора хмыкнул: «Ерунда!»

Ворон каркнул: «Никогда!»,

Цапнул Жору за бока

И помчался в облака.¿

Над лесами, над лугами

Жора дергает ногами,

Он пищит, как воронёнок,

Он ужасно хочет к маме: ¿

«Ни за что теперь не трону

Ни сороку, ни ворону!»

Ворон хмыкнул: «Ерунда!»

Жора каркнул: «Никогда!»

    Ю. Мориц

 

Работа с текстом

Вариант 1

Часть 1

  1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.  Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.

(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…

(10)Выла Рыжуха час-полтора.

(11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…

(15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.

(16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал:

(17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку!

(19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего…

(24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.

(26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку.

(28)— Моя, — ответила Светка.

(29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала. (30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!

(32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(35)Женька Светке рукой машет и орёт:

(36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! 

(38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

(43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли…

(44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились!

(51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда!

(53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

(54)— Светлана Сергеева.

(55)Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.

(56)После спектакля Наташа предложила:

(57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

(59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

(60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

(61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла».

(64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился!

(63)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.

(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.

                                                                                                              (По Е. Габовой)

         Елена Васильевна Габова (Столповская) – современная писательница.  За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе.

 

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр  или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

 

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята не хотели брать Рыжуху с собой в поход?»

1) (37) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…

2) (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет.

3)(3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили.         

4) 4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

 

Ответ: ___________________________

 

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора.

 

1)Светка оказалась золотой.

2)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере.

3) В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

4) Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.      

 

Ответ: ___________________________     

 

  1. Из предложений 34–38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется последующей согласной.

 

Ответ: ___________________________ 

 

  1. Из предложений 7-14 выпишите слово, в котором правописание  суффикса определяется правилом:  «В суффиксах действительных  причастий настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения, пишется буква Ю».

Ответ: ___________________________

 

 

  1. Замените разговорное слово «допотопную» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: ___________________________

 

  1. Замените словосочетание «брезгливо отодвигала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: ___________________________

 

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

 

Ответ: ___________________________

 

  1. Среди предложений 55- 60 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

              

Ответ:______________________________________

 

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Весь спектакль я просидел, (1) не шелохнувшись, (2)не понимая, (3) чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.После спектакля Наташа предложила:

— Может, (4) пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

— Нет,(5) давай в другой раз,(6) — скромно ответил я.

 

Ответ:_____________________________________

 

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ:_____________________________________

 

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Вечером возьмёт Светка лодку,(1) выгребет на середину озера и начинает выть.

Вернее,(2) она пела,(3) но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру,(4) и клевать у нас переставало…

 

Ответ:_ _____________________________________

 

  1. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ:______________________________________

 

  1. Среди предложений 60 - 69 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ:______ ________________________________

 

 

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского  филолога Л.В.Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

 Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.

  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

 Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

15.2    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:     «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

           Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши  рассуждения.

           Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

           Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

           Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

15.3     Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте  данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

 Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.