Презентация. Открытое внеклассное мероприятие Минск: листая страницы истории Великой Отечественной войны…

Открытое внеклассное мероприятие

Минск: листая страницы истории Великой Отечественной войны…

 

Цель: формирование гражданственности и национального самосознания как части духовного мира учащегося;

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей столицы РБ в годы Вов, расширить знания о его прошлом и настоящем;
  • воспитывать уважение к историческим и культурным традициям, ответственность за город, уважение к жителям города;
  • формировать чувство причастности к жизни столицы, активную гражданскую позицию.

Ход знания

  1. Вступительное слово.

(Слайд 1)Добрый день всем присутствующим в зале. Тема сегодняшнего мероприятия посвящена нашей столице –городу-герою Минску и называется «Минск: листая страницы истории ВОв». К данной теме мы обратились не случайно, в этом  году исполняется  80 лет с момента начала Вов, а так же в предверии праздника Великой Победы.

 

(Слайд 2)Самой болезненной, самой страшной для нас, современников является Великая Отечественная война. Напомню, что за годы войны Минск был практически уничтожен(на 95 %). (Слайд 3)Город превратился в развалины. Было уничтожено свыше 300 000 человек.

 

  Уже 28 июня Минск был захвачен немецко-фашистскими оккупантами. По планам фашистов (в частности, самого гауляйтера Кубе) после победы, в 15 километрах на юг от разрушенного Минска должна была быть создана новая столица. Кубе даже подобрал название: Асгард. Правда, в белорусском Асгарде должно было жить начальство германской руководящей прослойки во главе с гауляйтером.

 

(Слайд 4)Цифры и факты:

1100дней и ночей длилась оккупация Минска.

В городе действовало около 100 подпольных групп.

Подпольщики содержали около 200 явочных квартир.

Минские подпольщики совершили около 1500 диверсий.

Из Минска в партизанские отряды было выведено около 10 тыс. человек.

Подпольным горкомом и Военным советом партизанского движения в лесах под Минском было создано около 20 партизанских отрядов.

За время оккупации более 70 тысяч минчан были отправлены в Германию на каторжные работы.

 

  Активное сопротивление захватчикам оказывали жители оккупированных территорий и населенных пунктов Советского Союза. Одной из важных и действенных форм была подпольная борьба. Как  и партизанские формирования, подпольщики совершали диверсии, боевые операции (уничтожение живой и боевой силы противника), учиняли саботаж, проводили агитационную работу среди населения, вели разведку.

 

Борьба патриотов велась в условиях жестокого оккупационного режима. Смертная казнь ждала всех, кто лишь подозревался в сопротивлениях врагу.

Осенью 1941 г. агенты СД напали на след многих подпольных организаций. 26 октября 1941 г. были повешены 12 минских патриотов. В марте-мае 1942г. фашисты арестовали еще 404 минских подпольщиков, из которых 279 уничтожили, в т.ч. члена Минского подпольного городского комитета КП(б)Б И.П.Казинца. Новый удар по Минскому подполью был нанесен в сентябре-октябре 1942 г. В застенках гестапо очутились сотни подпольщиков.

Минское подполье, несмотря на большие потери, которые оно понесло в марте –апреле и сентябре-октябре 1942 г., продолжало действовать. В его составе сражалось свыше 9 тыс. человек, среди них-боле 1 тыс. коммунистов и 2 тыс. комсомольцев, антифашисты зарубежных стран. Среди руководителей и активных деятелей Минского подполья были И.Ковалёв, В.Омельянюк, И.Кабушкин, З.Гало, И.Казинец,Н.Корженевский, Н.Кедышко, Е.Клумов, С.Лещеня и др.

(Слайды 5-10)

 

(Слайд 11)Наиболее известная операция Минского подполья и партизан- ликвидация ставленника Гитлера Беларуси Вильгельма Кубе. Участники данной операции получили звание «Герой Советского Союза»

О том, как это было, нам расскажет……….(выступление учащегося)

 

А сейчас вашему вниманию предлагаем посмотреть  фрагмент из сериала «Охота на  гауляйтера».

 

(фоновая музыка) Стихотворение К.Симонова  «Жди меня я вернусь»

 

(Слайд 13)На оккупированной территории Беларуси захватчики создали систему тюрем и концентрационных лагерей, где без суда и определения срока заключения находились сотни тысяч людей.

Концентрационные лагеря  создавались в Германии после прихода к власти в 1933 г. нацистов и на оккупированных территориях. Наиболее крупными из них были Освенцим, Майданек, Треблинка, Тростенец, Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен.

В Беларуси действовало более 260 концентрационных лагерей смерти, их филиалов и отделений. Пленных содержали в неприспособленных помещениях, часто под открытым небом. Рацион питания был скудным. Из 3,4 млн. солдат и офицеров Красной Армии, попавших в немецкий плен в 1941 г., до января 1942 г. дожили только 1,4 млн. человек. Остальные были уничтожены или стали жертвами эпидемий, голода и холода. Самым крупным не только в Беларуси, но и на всей захваченной советской территории являлся Тростенецкий лагерь смерти, где погибло более 206, 5 тыс. человек.

Один из первых лагерей на территории Беларуси был создан в деревне Дрозды  вблизи Минска. На 10 июля 1941г. в нем   содержалось около 100 тыс. военнопленных и 40 тыс. гражданских пленных в возрасте от 15 до 60 лет.

(Слайд 14)В ходе белорусской наступательной операции «Багратион» войска 3-го Белорусского фронта 30 июня 1944г. форсировали Березину, разгромили борисовскую группировку врага и освободили Борисов-важный опорный пункт оккупантов, защищавший подступы к Минску. 2 июля 1944 г. советские войска обошли Минск с северо-запада, овладели Вилейкой, Красным и перерезали железную дорогу Минск-Вильнюс.

На рассвете 3 июля 1944 г. 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус 3-го Белорусского фронта вступил в Минск с востока. Почти одновременно в столицу вошли части 5-й гвардейской танковой армии и передовые отряды11-гвардейской и 31-й армий 3-го Белорусского фронта, а за ними с юга-1-й гвардейский танковый танковый корпус и части 3-й армии 1-го Белорусского фронта. Во второй половине дня 3 июля 1944 г. столица Беларуси была полностью очищена от врага.

4-ая немецкая армия и некоторые другие части врага восточнее Минска попали в окружение. В минском «котле» очутилось 105-тыс. вражеская группировка. Для ее ликвидации войска 2-го и часть сил 3-го Белорусских фронтов при взаимодействии с партизанами и активной поддержке авиации развернули широкомасштабные бои. Были убиты 70 тыс. гитлеровских солдат и офицеров и более 35тыс. взяты в плен, в т.ч. 12 генералов. 4 июля 1944 г. завершился первый этап битвы за Беларусь.

 За мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими      захватчиками  Минску в1974 г. было присвоено почетное звание «город-герой». Город-герой –высшее звание, которого в свое время были удостоены двенадцать городов СССР, прославившихся героической обороной во время Вов.

Стихотворение Людмилы Заболоцкой «Векапомныя дні» зачитает  учащаяся 9 “А” класса.

(Слайд 15)Горожане чтять память об этой страшной войне. В Минске, как уже было сказано, установлено 179 памятников Вов: самыми главными объектами являются Площадь Победы, стела «Минск –город-герой», музей ВОВ. Рядом по окончании войны в 1945 г. был заложен парк Победы.

(Слайд 16) О памятнике Марату Казею установленному в г.Минске и его подвиге нам расскажет …..

(Слайд 17)Стихотворение _______________________ расскажет …

 

 Рефлексия

Продолжите предложение:

  • Сегодня я задумался о том…
  • Я горжусь белорусской столицей, п.ч….
  • Я хотел бы пожелать белорусской столице…

Подведение итогов

 Я очень надеюсь, вы будете относиться к столице с пониманием, что мы-только часть этого города, и от нас зависит, как о нас будут судить следующие поколения граждан..

Презентация. Страны Восточной Европы  после Второй мировой войны. Урок-обобщение

Страны Восточной Европы  после Второй мировой войны

Тип урока

Урок обобщения и закрепления знаний

Класс

11

Форма проведения

Пресс-конференция

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания по истории государств Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦЮВЕ) после завершения Второй мировой войны до начала 21 века.

Задачи урока

Учащиеся должны знать: причины и последствия гражданской войны в Югославии; должны уметь: выделять основные этапы послевоенного развития стран Восточной Европы ; определять внешние и внутренние факторы краха социалистической системы; выявлять основные проблемы постсоциалистических преобразований в странах Восточной Европы; давать краткую характеристику политической карты Восточной Европы на современном этапе.

Основные понятия и термины

«строительство социализма», диктаторские режимы, движение «Солидарность», «бархатная революция», «шоковая терапия».

Основные персоналии

И.Б.Тито, В.Гавел, Л.Валенса

Основные даты исторических событий:

1956г.-«Будапештская осень», 1968г.-«Пражская весна», 1991-1995гг.-гражданская война в Югославии.

Средства обучения

Программа дисциплины, учебное пособие (Космач, Г.А. Всемирная история Новейшего времени, 1945 г.-начало 21 в.: учеб. пособие для 11 кл. учреждений общ. сред. образования с рус.яз. обучения/ Г.А.Космач, В.С.Кошелев, М.А.Краснова; под ред. Г.А.Космача.-Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012.- 264с.:ил), хрестоматия, карта «Европа во второй половине 20в.», литература для углубленного изучения .

Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Проверка эссе на тему «Сокровищница истории». В ходе его выполнения необходимо было проанализировать развитие стран Северной Европы и «положить в сокровищницу» те достижения в социальной, экономической, политической сфере, которые, возникнув во второй половине 20 века, сохраняют свое значение и сегодня.

Изучение нового материала

Дидактическое сопровождение

Опережающие задания для экспертов (интервьюируемых), методические рекомендации к ним, примерный список проблемных вопросов (см. приложение 1)

 

Пояснение к технологической карте

Урок в форме пресс-конференции активизирует исследовательскую деятельность учащихся, создаёт дополнительную мотивацию к обучению, так как способствует формированию не только учебных и предметных компетенций, но и позволяет повышать уровень коммуникативных навыков. В частности, подготовка к такому уроку вырабатывает самостоятельность, учит продумывать план беседы, формулировать и обосновывать собственную точку зрения. Урок-конференция позволяет за короткий промежуток времени повторить, систематизировать и обобщить обширный исторический материал, углубить знания по заданной тематике. Кроме того, урок-игра предполагает множественность ролей, а это позволяет включить в учебный процесс как активных, так и пассивных школьников.

Урок должен предваряться подробным установочным инструктажем учащихся. Учитель заранее распределяет роли, которые учащимся предстоит играть на пресс-конференции и в соответствии с которыми они получают опережающее домашнее задание: ведущий, эксперты (интервьюируемые), представители прессы (Журналист-критики и журналисты-аналитики).

Ведущим может быть либо учитель, либо один из учеников. Его функции носят организационный характер. Ведущий начинает пресс-конференцию, предоставляет слово сторонам, следит за регламентом выступления. Если ведущим является учащийся, функции педагога сводятся к осуществлению оценочной деятельности, которая предполагает отслеживание ошибок и неточностей в ответах, выставление итоговых отметок.

Интервьюируемые-эксперты в различных сферах общественной жизни. Такое разделение «экспертов» позволит оценить разные подходы к интерпретации событий в ЦЮВЕ, продемонстрирует сложность процессов, протекавших в 20 в.

Роль журналистов на пресс-конференции не менее значима, чем роль интервьюируемых. Журналист-критики должны задавать вопросы, журналисты-аналитики-следить за ответами интервьюируемых, фиксировать основные идеи с тем, чтобы подвести краткие итоги по каждому блоку вопросов, обсуждённых в ходе мероприятия.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.

Учитель  напоминает, в отношении каких стран употребляется термин «Восточная Европа», а  так же делает акцент на значимость и актуальность тем и проблем которые будут обсуждаться в ходе пресс-конференции.

III .Пресс-конференция.

Выступление экспертов; их ответы на вопросы прессы; подведение итогов по каждому блоку вопросов журналистами-аналитиками.

  1. IVПодведение итогов урока.

Учитель даёт краткую оценку пресс-конференции, характеризует работу всех участников и выставляет отметки (в протокол, который вел на протяжение урока, см. приложение 2)

  1. Домашнее задание.

Совместный «выпуск» газеты по итогам конференции. Учащимся необходимо самостоятельно придумать для неё название и рубрики (например, «Личность в истории», «Хроника событий», «Актуально» и др.), подобрать материал.

Приложение 1

Опережающее задание для первой группы экспертов.

Охарактеризуйте ситуацию, сложившуюся в странах ЦЮВЕ после завершения Второй мировой войны. Дайте оценку политическим и социально-экономическим преобразованиям, совершённым в регионе во второй половине 20 в.

Методические рекомендации.  Следует охарактеризовать расстановку политических сил в странах региона после Второй мировой войны. Нужно показать, как и почему в конце 40-х гг. компартии сумели монополизировать власть и провозгласить курс на построение социализма по советскому образцу.

Создание СЭВ в 1949г. и ОВД в 1955 г. завершили формирование социалистического блока в ЦЮВЕ.

Примерный перечень проблемных вопросов для обсуждения на пресс-конференции.

Охарактеризуйте ситуацию, сложившуюся в странах ЦЮВЕ после завершения Второй мировой войны? Дайте оценку политическим преобразованиям, совершённым в регионе во второй половине 20 в.? Дайте оценку социально-экономическим преобразованиям, совершённым в регионе во второй половине 20 в.? Почему из всех альтернатив развития государства  ЦЮВЕ выбрали советскую модель? С  какой целью был создан СЭВ? Почему подписание Варшавского договора можно считать завершением формирования социалистического блока в ЦЮВЕ?

Опережающее задание для второй группы экспертов.

Найдите схожие черты и выявите особенности в строительстве социализма в разных странах ЦЮВЕ. В чём специфика югославской модели? Раскройте причины кризиса, охватившего ЦЮВЕ в 70-80-х гг. Каковы особенности его протекания в различных странах региона?

Методические рекомендации.

Следует обратить внимание на особое положение –по сравнению с другими странами региона,- в котором оказались коммунисты Югославии. Следует остановиться на причинах, содержании и последствиях «будапештской осени 1956 г.» и «пражской весны 1956 г.», а так же показать негативную реакцию СССР на реформистские настроения партнеров по социалистическому лагерю.

 

Примерный перечень проблемных вопросов для обсуждения на пресс-конференции.

Выделите причины особого внешнеполитического курса Югославии?

Причины, содержание, последствия «будапештской осени 1956 г.»? Почему лидеры западноевропейских государств не откликнулись на просьбу венгерского руководства о вмешательстве после введения советских войск в Будапешт в 1956 г.?

Причины, содержание, последствия «пражской весны 1956 г.»?

Почему в 1981 г. в Польше было введено военное положение, и каковы его последствия для судьбы государства?

Опережающее задание для второй группы экспертов.

Проанализируйте внутренние и внешние причины, побудившие руководства государств ЦЮВЕ осуществить системные реформы в конце 80-90-х гг. 20 в. Реконструируйте ход революций, приведших к развалу социалистического лагеря. Проанализируйте изменения внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов этих государств в 90-х гг. 20 -21 вв.

Методические рекомендации.

Для анализа тенденций развития славянских стран на рубеже 80-90-х гг. 20 в. необходимо проследить процесс демонтажа коммунистической системы, который привел к смене политических режимов, трансформации социально-экономических структур и смене международных ориентиров государств ЦЮВЕ. Следует проследить хронологию, характер и специфику «бархатных революций». Для оценки современных интеграционных процессов нужно уделить внимание условиям вступления стран ЦЮВЕ в ЕС, этапам и последствиям этого процесса. Необходимо затронуть проблему расширения НАТО на Восток.

Примерный перечень проблемных вопросов для обсуждения на пресс-конференции.

Каковы внутренние и внешние причины, побудившие руководства государств ЦЮВЕ осуществить системные реформы в конце 80-90-х гг. 20 в.? Хронологию, характер и специфика «бархатных революций»?

Причины, события, последствия распада Югославии?

Развитие стран ЦЮВЕ в 90-х гг. 20 в. начале 21 в.?

 

Приложение 3Примерный протокол игры

Ф.И.О

учащихся

Рассказ-

максимально

3 балла

Вопрос- 1  балл

Ответ:

а) развёрнутый-2 балла;

б)краткий-1 балл

Обобщение, подведение итогов-максимально 3 балла

Дополнение -1 балл

Итого

Отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация. Страны Восточной Европы после Второй Мировой войны

Презентация. Культура Беларуси в первой половине XIX в. Возникновение белорусоведения

Презентация. Политическая карта Европы и Мира в 18 веке

Презентация. Архитектура Беларуси конец XVIII в. – первая половина XIX в.

Презентация. Культура Беларуси во второй половине XVII - начале XVIII в.

 

 

 

 

 

 

 

Презентация. Война за независимость и образование США в 1775-1783г.

Презентация. Английская буржуазная революция (1640-1660)

Презентация. Короли Речи Посполитой