Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, с использованием новых учебных пособий

Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования,

с использованием новых учебных пособий

Новые учебные пособия для X и XI классов (за исключением учебных пособий по допризывной и медицинской подготовке) разработаны с учетом обеспечения возможности изучения учебного предмета как на базовом, так и повышенном уровне в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Повышенный уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания (ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

В учебных пособиях на печатной основе, которые содержат учебные материалы для базового уровня изучения учебного предмета, имеются ссылки на дополнительные материалы, которые рекомендуется использовать учащимся при изучении учебного предмета на повышенном уровне (дополнительные материалы). Такие ссылки в учебных пособиях обозначены специальным знаком-символом . Наличие такого знака означает, что для работы с дополнительными материалами необходимо перейти в соответствующее электронное приложение к учебному пособию на интернет-ресурс «Профильное обучение» (http://profil.adu.by).

На интернет-ресурсе «Профильное обучение» (http://profil.adu.by) размещены электронные приложения к учебным пособиям по учебным предметам «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «Информатика», «География», «Биология», «Физика», «Химия» для использования учащимися X и XI классов при изучении соответствующих учебных предметов на повышенном уровне, к учебному пособию «Черчение» – для использования учащимися X класса.

Учебный материал, предназначенный учащимся, изучающим учебный предмет «Математика» на повышенном уровне, содержится в учебных пособиях «Сборник задач по алгебре. 10 класс (базовый и повышенный уровни)», «Сборник задач по алгебре. 11 класс (базовый и повышенный уровни)» авторов О.Н. Пирютко, И.Г. Арефьевой; «Сборник задач по геометрии. 10-11 классы» (базовый и повышенный уровни), «Геометрия. 10 класс (базовый и повышенный уровни)», «Геометрия. 11 класс (базовый и повышенный уровни)» авторов Л.А. Латотина и др.

Для изучения на повышенном уровне учебного предмета «Астрономия» в учебное пособие «Астрономия. 11 класс (базовый и повышенный уровни)» авторов И.В. Галузо и др. включены задачи практической направленности.

 

Общая характеристика электронного приложения к учебному пособию для изучения содержания учебного предмета на повышенном уровне

Электронное приложение к учебному пособию для изучения содержания учебного предмета на повышенном уровне (далее – ЭП) представляет собой системное учебно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать полный дидактический цикл обучения, базирующийся на информационно-коммуникационных технологиях и применении современных форм и методов обучения.

ЭП сохраняет преемственность с традиционными учебными изданиями на печатной основе, выполняя и дополняя необходимые функции: информационную, систематизирующую, мотивационную, координирующую, воспитательную. Материалы, включенные в ЭП, прошли все этапы научно-педагогической экспертизы и допущены к использованию в учреждениях общего среднего образования. Как и традиционное учебное пособие, ЭП содержит системное и полное изложение содержания учебного предмета в соответствии с учебными программами (базовый и повышенный уровни). Оно призвано поддерживать все основные этапы образовательного процесса и создавать основу для его осуществления с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ЭП, как кросс-платформенное решение, может воспроизводиться на интерактивных панелях (досках), компьютерах, планшетах и других мобильных устройствах.

ЭП оснащено аппаратом организации усвоения учебного материала и проверки знаний учащихся, который представлен развернутой системой разнообразных заданий, объединенных общими методическими и дидактическими целями.

Основное содержание ЭП составляет текст; методика и приемы работы с текстом в случае использования ЭП аналогичны методикам работы с учебным пособием на печатной основе.

Иллюстративный ряд учебных пособий на печатной основе, представленный рисунками, схемами, графиками, диаграммами, фотографиями и коллажами разного вида, в ЭП становится интерактивным, иллюстрации увеличиваются при их активизации, что важно для мотивации учащихся к изучению учебного предмета, удобно при индивидуальной работе на устройствах с различными размерами экранов и может быть использовано при фронтальной работе в классе с применением интерактивной доски (интерактивной панели).

При необходимости материал ЭП (упражнения, задания и т. п.) можно распечатать.

 

Особенности использования ЭП в образовательном процессе

Максимальный эффект от использования ЭП будет при наличии возможности его использования каждым учащимся. В этой связи рекомендуется задействовать для организации образовательного процесса компьютерные классы, можно под руководством учителя организовать работу с использованием личных мобильных устройств учащихся (смартфоны, планшетные устройства, ноутбуки). Целесообразно использовать интерактивные панели, проекционные устройства.

Организационные особенности образовательного процесса с использованием ЭП могут зависеть от поставленных учителем задач, целевого назначения использования материалов ЭП, вида урока:

Целевое назначение использования материалов ЭП

Организация работы

Источник нового знания

• Индивидуальная работа с содержанием ЭП на индивидуальных устройствах: планшетах, компьютерах, смартфонах;

• Групповая работа в компьютерных классах;

• Фронтальная работа с использованием проекционного оборудования, интерактивной панели

Источник дополнительной информации

• Визуализация сложных процессов и явлений для расширения и углубления знаний (с использованием проекционного оборудования, интерактивной панели);

• Использование мультимедийных компонентов для решения исследовательских, проектных заданий и т. д. (с использованием мобильных устройств);

• Индивидуальная работа или работа с малыми группами по индивидуальным образовательным маршрутам (с использованием мобильных устройств, компьютеров)

База мультимедийных объектов

• Использование мультимедийных компонентов для конструирования урока (с использованием проекционного оборудования, интерактивной панели)

База средств контроля знаний

• База для составления учителем индивидуальных комплектов заданий для отработки, проверки, контроля знаний, корректировки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся (с использованием индивидуальных мобильных устройств)

Интерактивность, информационная и методическая насыщенность ЭП обеспечивают возможность эффективно применять педагогические технологии смешанного обучения в традиционной классно-урочной системе. Одна из них – это модель «перевернутый класс».

Модель «перевернутый класс» используется для организации самостоятельной учебной деятельности при изучении содержания учебного предмета. Данная модель подразумевает предварительную самостоятельную теоретическую подготовку учащихся дома. Работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени на ознакомление с теоретическим материалом.

Во время работы по модели «перевернутый класс» возрастает доля ответственности учащегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временем, работа в команде). Обязательным условием использования этой модели является наличие домашнего компьютера или мобильного устройства с доступом к глобальной компьютерной сети Интернет.

Рекомендации по изучению учебного предмета «Математика» на повышенном уровне в VIII– IX классах

Рекомендации по изучению учебного предмета «Математика»

на повышенном уровне в VIII– IX классах

На ІІ ступени общего среднего образования учебый предмет «Математика» может изучаться на повышенном уровне. Дополнительные учебные часы (1 или 2 в неделю) целесообразно использовать для стимулирования учебной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, для развития индивидуальных качеств, творческих способностей и формирования на этой основе предметных, метапредметных и личностных компетенций.

Обращаем Ваше внимание, что при изучении учебного предмета «Математика» на повышенном уровне в содержание учебного материала включены вопросы обозначенные в учебной программе VIII-IX классов знаком*, предназначенные для самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем:

8 класс

в теме «Квадратные уравнения» дополнительно рассматриваются уравнения, содержащие выражения под знаком модуля;

в теме «Четырехугольники» дополнительно рассматриваются центральная и осевая симметрия на плоскости;

в теме «Площади многоугольников» дополнительно рассматривается метод площадей;

в теме «Подобие треугольников» дополнительно рассматривается метод подобия;

в теме «Окружность» дополнительно рассматривается геометрическое место точек плоскости, из которых данный отрезок виден под данным углом.

9 класс

в теме «Функции» дополнительно рассматривается построение графиков функций: , , , ,  с помощью преобразования графика функции ;

в теме «Дробно-рациональные уравнения и неравенства» дополнительно рассматриваются уравнения и неравенства, содержащие выражения под знаком модуля;

в теме «Соотношения в прямоугольном треугольнике» дополнительно рассматривается теорема Менелая, формула площади выпуклого четырехугольника: ;

в теме «Вписанные и описанные окружности» дополнительно рассматриваются вневписанные окружности;

в теме «Теорема синусов. Теорема косинусов» дополнительно рассматривается формула медианы треугольника: , формула биссектрисы треугольника: »;

в теме «Правильные многоугольники» дополнительно рассматривается

золотое сечение;

При изучении учебного предмета на повышенном уровне с добавлением 2 часов дополнительно, изучается тема «Координаты и векторы».

 

VIII класс

         Тема

Количест-

во часов на изучение темы на базо-

вом уров-

не

Количество часов на изучение темы (повышен-ный уровень, 1 час)

Количество часов на изучение темы (повышен-ный уровень, 2 часа)

Примечание

  (виды работ)

Квадратные корни и их свойства. Действительные числа

26

30

(26+4)

34

(26+8)

Проведение самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов темы «Действительные числа».

Обобщение и систематизация полученных знаний

Квадратные уравнения

27

30

(27+3)

33

 (27+6)

Решение уравнений, содержащих выражения под знаком модуля.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов темы «Квадратные уравнения».

Обобщение и систематизация полученных знаний

Квадратичная функция и ее свойства

32

37

(32+5)

42

(32+10)

Построение графиков квадратичной функции, содержащих переменную под знаком модуля.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности с помощью графических моделей.

Обобщение и систематизация полученных знаний

Функции

y= k/x (k),

 y= x3, y= |х|,  

и их свойства

12

15

(12+3)

 

18

 (12+6)

Построение графиков, содержащих переменную под знаком модуля.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов темы «Функции».

Обобщение и систематизация полученных знаний

Четырехуголь-ники

21

26

(21+5)

 

31

(21+10)

Изучение центральной и осевой симметрии на плоскости.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов темы «Четырехугольник».

Обобщение и систематизация полученных знаний

Площади многоугольни-ков

 

16

19

(16+3)

 

22

(16+6)

Решение задач с использованием метода площадей.

Знакомство с теоремой о свойстве площадей треугольников с равными или общими высотами, о свойстве треугольников с общим основанием или с равными основаниями.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов темы «Площади многоугольников».

Обобщение и систематизация полученных знаний

Подобие треугольников

15

18

(15+3)

 

21

(15+6)

Рассмотрение темы «Подобие многоугольников».

Решение задач с использованием метода подобия.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов темы «Подобие треугольников».

Обобщение и систематизация полученных знаний

Окружность

 

13

17

(13+4)

 

21

(13+8)

Изучение геометрических мест точек плоскости, из которых данный отрезок виден под данным углом.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности.

Формирование учебно-познавательных компетенций с помощью дидактических и диагностических материалов темы «Окружность». Обобщение и систематизация полученных знаний

Обобщение и систематизация

13

18

23

Обобщение и систематизация полученных знаний

Всего

175

210

245

 

IX класс

Рациональные выражения

25

29

(25+4)

33

(25+8)

Проведение самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием.

Обобщение и систематизация полученных знаний

Функции

17

21

(17+4)

 

25

(17+8)

Проведение самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем.

Построение графиков, содержащих переменную под знаком модуля. Построение графиков функций y= kf(x), , kR, с помощью преобразования графика функции y= Решение задач с использованием метода (x).

Выполнение заданий на применение свойств функций для решения задач с помощью графических моделей, на  описание реальных процессов с помощью функций.

Обобщение и систематизация полученных знаний

Дробно-рациональные уравнения и неравенства

32

36

(32+4)

 

40

(32+8)

Проведение самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем по теме «Уравнения и неравенства, содержащие выражения под знаком модуля».

Решение различных видов дробно-рациональных уравнений и неравенств; систем и совокупностей рациональных неравенств; уравнений и неравенств, содержащие модули.

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности на моделирование реальных ситуаций с помощью: дробно-рациональных уравнений; систем уравнений; рациональных неравенств.

Обобщение и систематизация полученных знаний

Прогрессии

 

20

24

(20+4)

 

28

(20+8)

Моделирование реальных процессов с помощью свойств арифметической и геометрической прогрессий. Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием, анализ и исследование полученных результатов.

Обобщение и систематизация полученных знаний

Соотношения в прямоугольном треугольнике

 

15

18

(15+3)

 

20

(15+5)

Проведение самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем по теме «Формула площади выпуклого четырехугольника:

».

Теорема Менелая»

Решение практико-ориентированных задач, задач с межпредметным содержанием.

Обобщение и систематизация полученных знаний

Вписанные и описанные окружности

 

16

20

(16+4)

 

22

(16+6)

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности с анализом и исследованием полученных результатов.

Проведение самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем по теме «Вневписанные окружности».

Обобщение и систематизация полученных знаний

Теорема синусов. Теорема косинусов

16

20

(16+4)

 

22

(16+6)

Проведение самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем по теме «Формула медианы треугольника: , формула биссектрисы треугольника: »

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности с анализом  и исследованием полученных результатов. Обобщение и систематизация полученных знаний

Правильные

многоугольники

 

16

19

(16+3)

 

20

(16+4)

Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием повышенной сложности. Проведение самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем по теме «Золотое сечение».

Выполнение заданий на построение при помощи циркуля и линейки.

Обобщение и систематизация полученных знаний

Координаты и векторы

-

-

12

Изучение основных понятий и терминов: вектор, длина вектора, равные векторы, противоположные векторы, коллинеарные векторы; находят координаты вектора по координатам его концов.

 Нахождение длины вектора по его координатам; выполнение действий над векторами, заданными координатами.

Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам; нахождение произведения вектора на число.

 Решение практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием

Обобщение и систематизация

5

5

Обобщение и систематизация полученных знаний

Всего

157

192

227

 

 

Для изучения учебного предмета «Математика» на повышенном уровне в VIII–IX классах рекомендуется использовать следующие пособия для учащихся:

Арефьева И.Г., Пирютко О.Н. Сборник задач по алгебре. 7–9 классы. – Минск: Аверсэв, 2020.

Арефьева И.Г., Пирютко О.Н. Алгебра. 8 класс. Школа юных математиков. – Минск: Аверсэв, 2022.

Арефьева И.Г., Пирютко О.Н. Алгебра. 9 класс. Школа юных математиков. – Минск: Аверсэв, 2020.

Казаков В.В. Наглядная геометрия. 8 класс. – Минск: Аверсэв, 2022.

Казаков В.В. Наглядная геометрия. 9 класс. – Минск: Аверсэв, 2022.

Казаков В.В. Векторы. 9 (10) класс. – Минск: Народная асвета, 2020.

Пирютко О.Н., Казаков В.В., Сергеев С.И. Математика. 7-9классы. Дидактические и диагностические материалы (серия Компетентностный подход»). – Минск: Аверсэв, 2020.

Ананченко К. О., Корнеева И. А Алгебра учит рассуждать. 8 класс. Пособие для учащихся. – Минск: Аверсэв, (Пособие представлено в электронном виде).

Ананченко К. О., Корнеева И. А Алгебра учит рассуждать. 9 класс. Пособие для учащихся. – Минск: Аверсэв, (Пособие представлено в электронном виде)

 

 

.